МЕДОВЫЙ СПАС

14 августа Православная Церковь совершает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164), отмечает праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящого Креста Господнего и вспоминает семь ветхозаветных братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли в 166 году до Рождества Христова за христианскую веру. Также в этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Почему же в народе этот день называют именно Медовым Спасом

«Медовый Спас» - это народное название. Это – первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. В древности в Византии, откуда к нам и пришло Православие, уже в это время созревали все фрукты и овощи и была опасность возникновения эпидемий, поэтому из храма Святой Софии выносили крест, который там хранился, и проносили его по всем улицам. Это было как предупреждение для людей - тщательнее соблюдать меры предосторожности. На Руси же праздник всегда был связан с освящением мёда, так как долгое время этот продукт считался одним из главных в рационе, других сладостей попросту не было. Кроме того, считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным.

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. На протяжении многих веков народ сохранил эти древние религиозные обряды.

Другое название Медового Спаса - «Макавей», в честь дня памяти братьев-мучеников Маккавеев. В народе этот праздник еще называют «Спасом на воде». На Руси на Макавей освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода в водоёмах начинала «цвести», первые птицы (ласточки и стрижи) начинают улетать в теплые края.

Поэтому, по давней традиции, на первый Спас также, помимо освящения мёда, совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака - всего, чем плодоносен август.

Тем не менее, очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов и мёда магические свойства, что является заблуждением. Однако, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция, которая не должна собой затмевать главный праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день - Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция освящать в храме на особые праздники мед и фрукты имеет второстепенное значение. Смысл освящения в эти три Спаса Успенского поста - Медовый, Яблочный, Ореховый - состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин.

 
 
 

Назад к списку