11/24 октября

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

Со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) на нее обильно изливается благодать Святого Духа. Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.
 
 

10/23 октября

Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (†1891)

Оптинский старец иеросхимонах Амвросий оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер.У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.

 
   
ПРАВЕДНЫЙ АВРААМ

Авраам — первый из трёх ветхозаветных патриархов (Авраам, Исаак и Иаков), живший за 2000 лет до Р.Х., считается родоначальником евреев, aрабов и арамеев. Отец трех великих религий — иудаизма, христианства и ислама.Услышав призыв Бога, Авраам отправился в странствие, чтобы обрести Землю Обетованную. Завет Бога с Авраамом является центральным событием в истории Ветхого Завета, к которому сходятся и из которого исходят все главные пути Божии, которым и приготовлялось спасение человеку.

 
   
УЧЕНИКИ: АПОСТОЛ ИАКОВ АЛФЕЕВ

ПАРХОМЕНКО Константин, священник

Об этом апостоле из числа Двенадцати практически ничего не известно. Мы знаем, что звали его Иаков и что иногда его называли Иаков Меньший, чтобы отличать от другого Иакова, называемого Большим, или братом Господним.

 
 

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦЕВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

В 787 году, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), в г.Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором состоялось осуждение иконоборчества как ереси и сформулирован Догмат об иконопочитании.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток — похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына. Мы должны увидеть в смерти другого человека то, что Христос видит в смерти сына вдовы Наинской. Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснется снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть — это только сон.

 
 

7/20 октября

Псково-Печерская икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ»

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» написана в 1521 году. Является списком с Владимирской иконы Божией Матери. Икона не раз являла свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу. Особенно прославилась в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польско-литовскими войсками Речи Посполитой.

 
 

6/19 октября

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА (†72)

Святой Апостол Фома был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа. У него было прозвище Близнец (по преданию,  он внешне был похож на Христа). Святой апостол Фома выделяется от прочих учеников склонностью к маловерию. Он не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю!» (Ин. 20:25). Тогда воскресший Спаситель явился всем ученикам и позволил Фоме вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои. В народе получил наименование «Фома неверующий». Был одним из самых преданных учеников Господа, готовым следовать за Учителем до конца и умереть вместе с Ним. По преданию, св. апостол Фома проповедовал Евангелие в Индии, где принял мученическую кончину. Основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

   

Пропаганда под видом критики: об ответе протодиакона А. Кураева на одну недавнюю статью

РАДОНЕЖ.ру

В ответ на фундаментальную статью священника Михаила Желтова «Историко-канонические основания единства Русской Церкви» протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей персональной странице в Живом Журнале критические замечания, сопровожденные нарочито оскорбительными комментариями в адрес отца Михаила и священноначалия Русской Православной Церкви.

 
   
Москва и Фанар: об основных причинах разрыва и защите православия

Елена Малер, Православный интернет-журнал «Прихожанин»

В октябре 2018 года произошло событие, которое станет особой вехой в церковной истории: Московский Патриархат – самая большая Поместная Православная Церковь мира – разорвал церковное общение с Константинопольским Патриархатом и заявил о его отпадении в раскол в связи с проводимой им раскольнической политикой, которую Константинополь оправдывает ложной экклезиологической концепцией «вселенского» как «первого без равных», имеющей очень точное название «восточный папизм».

 
   
В РПЦ заявили, что ее прихожане не смогут молиться в храмах Константинополя на Афоне

Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков

Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отныне верующие Русской православной церкви (РПЦ) не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон в Греции из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами.

 
   
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РАЗОРВАЛА ОТНОШЕНИЯ С КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ ПАТРИАРХАТОМ

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, было принято решение полностью прекратить евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.

 
   
«Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви» - встреча со священником Александром Мазыриным в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах

27 сентября в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоялась встреча со священником Александром Мазыриным - специалистом по истории Русской Православной Церкви XX века, кандидатом исторических наук, доктором церковной истории и профессором ПСТГУ, которая была посвящена одной из самых скандальных страниц истории Константинопольского Патриархата XX века: «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви».

 
   
ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА. ОБРАЗЫ АПОКАЛИПСИСА.

Откровение Иоанна Богослова занимает особое место среди книг Священного Писания и описывает апокалипсические видения, связанные с концом света. Образы, которые описывает Апокалипсис Иоанна Богослова, касаются светопреставления, Второго пришествия и Страшного Суда. Рассмотрим образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: Семь церквей, четыре всадника Апокалипсиса, вавилонская блудница, «Жена, облечённая в солнце», два зверя Апокалипсиса, приход Антихриста, Число зверя — 666, которое примут на себя люди, Армагеддон и др..

 
   
«Политика Константинополя в XX веке: Фанар и РПЦЗ» - встреча с А.А. Кострюковым в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах

18 сентября 2018 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоялась встреча с Кострюковым Андреем Александровичем, доктором исторических наук, доцентом кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, соавтором книги «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке», посвященная теме «Политика Константинополя в XX веке: Фанар и РПЦЗ».

 
   
ПОЧЕМУ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ С 17-Й СЕДМИЦЫ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ СМЕЩЕНЫ?

иеромонах Иов (Гумеров)

Началом круга чтений недельных Евангелий за Литургией является день святой Пасхи. Должно быть прочитано 50 рядовых зачал. В разные годы количество дней от одной Пасхи до следующей бывает неодинаковым. В продолжение одного календарного года может быть две Пасхи. Поэтому устав определяет: Пасха внутрь (если в течение гражданского года бывает две Пасхи) и вне Пасха (когда в один гражданский год бывает одна Пасха).

 
   
ПРИТЧА О 10 ДЕВАХ

Троицкие листки

Притча о десяти девах многогранна, и чтобы понять все тонкости ее осмысления, нужны дополнительные знания, которые заложены в другие притчи. Господь говорит: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш придет. Обращается ли Господь только к последним временам христиан? Конечно, нет, ибо Его слова направлены для всех детей Божьих, которым суждены придти в мир в разные века жизни и деятельности Церкви Божьей. Таким образом, очень важно вначале разбора притчи о десяти девах знать, кому она направлена.

 
   
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ

ЗАКОН БОЖИЙ

Для того, чтобы люди всегда были готовы к встрече Господа, то есть к суду Божию, а значит и к смерти, так как смерть есть начало суда Божия над человеком, Иисус Христос сказал притчу о десяти девах.

 
   
Лекция Ольги Сущенко на тему «Распространение добрачных сожительств и их влияние на трансформацию института семьи в современной России»

9 сентября 2018 г. в рамках молодежного клуба храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоялась лекция прихожанки храма, аспирантки социологического факультета МГУ, Ольги Сущенко на тему «Распространение добрачных сожительств и их влияние на трансформацию института семьи в современной России».

 
   
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

 
   

Телеканал «Спас». ДО САМОЙ СУТИ. УКРАИНА. ЭКСТРЕННЫЙ ВЫПУСК

РАДИОЭФИРЫ И ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

Атака Константинополя на каноническую территорию Русской церкви! Церковь отвечает! Сенсационные решения Синода нашей Церкви. Из первых уст. Эксклюзивное интервью руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерея Александра Волкова.

 
   
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

Троицкие листки

В притче о талантах Христос учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу безпечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о талантах требует от нас усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Притча Христова учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись», а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению.

 
   

Телеканал «Спас». ДО САМОЙ СУТИ. ВОСТОЧНЫЙ ПАПА?

РАДИОЭФИРЫ И ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

На православный мир надвигается угроза очередного великого раскола. На этот раз - с Востока. Константинопольский, или как его еще именуют Вселенский, патриарх Варфоломей, попирая церковные каноны, стал претендовать на роль вершителя судьбы украинского, а вместе с тем и всего мирового православия.

 
   

АПОФЕОЗ ВОСТОЧНОГО ПАПИЗМА

Православие.ру

Данная статья ставит своей целью проанализировать выступление Патриарха Константинопольского Варфоломея на Синаксисе архиереев Константинопольского Патриархата, проходившем в Стамбуле 1–4 сентября 2018 г. В своей речи, не оспоренной ни одним епископом Константинопольской Церкви и даже встреченной общим одобрением, Патриарх Варфоломей на официальном церковном уровне провозгласил четко и недвусмысленно догматическое положение о наличии у Константинопольского (или «Вселенского») Патриархата и его Патриархов первенства сакральной, административной и судебно-апелляционной власти во всей полноте Церкви Христовой. Эти положения являются изводом латинской ереси папства.

 
   

Прелюбодейная ересь Константинопольского Патриархата

Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия РПЦ

В августе 2018 года Синод Константинопольского Патриархата принял весьма серьезное решение. Оно заключается в разрешение вдовым и оставленным супругой священникам на вступление во второй брак. Подобное постановление стало поистине революционным для Православной Церкви. Оно является не только попранием церковных канонов. Это подлинно ересь, прелюбодейная ересь, поскольку для пресвитера второй брак есть вид прелюбодеяния.

 
   
2-е ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ

В каноне Нового Завета за Первым посланием святого апостола Павла к Коринфянам следует Второе послание, адресованное этой же христианской общине. Как известно из Первого послания, среди христиан Коринфа были разделения и споры, которые и стали причиной того, что апостол писал к ним. Первое послание произвело благотворное действие. Сподвижник апостола Павла, Тит, доставивший в Коринф Первое послание, рассказал об усердии, плаче и ревности коринфян и их готовности к исправлению. Но несмотря на это некоторые продолжали вносить смуту, пытаясь оспорить авторитет апостола, представив его деятельность в неблагоприятном свете. Это и стало причиной создания еще одного послания.

 
   
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕ ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЛ ЧИТАТЬ ВО ВРЕМЯ СКОРБИ И ИСКУШЕНИЙ

Преподобный Амвросий Оптинский уделял большое внимание чтению псалмов в духовной жизни христианина, как монаха, так и мирянина. Он считал полезным заучивать избранные псалмы наизусть. Преподобный Амвросий советовал прибегать к псалмопению не столько в период благодушия, сколько во время скорбей, искушений и обстояний. Он устанавил келейное правило, читаемое во время скорбей и искушений, преимущественно составленное из псалмов Давида. Это правило было в обычае у всех Оптинских духовников.

 
   
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ

Преподобный Амвросий много писал о борьбе со страстями. Старец указывал на первоочередную борьбу с главными страстями, после победы над которыми отсекутся и другие страсти, от них происходящие. Страсти действуют во всех христианах, не достигших совершенства, а Господь промыслительно оставляет эти страсти для смирения. А где страсти, там и скорби.

 
   
1-е ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ

Первое послание к Коринфянам — книга Нового Завета, адресованная Павлом христианской общине греческого города Коринфа. Послание было написано в Эфесе «собственноручно» во время 3-го апостольского путешествия. Послания к Коринфянам можно назвать сборником Павловых ответов на вопросы практической христианской жизни. В первом послании (а также и во втором послании к Церкви Коринфа) апостол Павел разбирает много различных вопросов – учение о Христе, Его крестной смерти и Воскресении, разделения и споры между христианами, отношение христиан к языческому обществу, значение Евхаристии, стяжание духовных дарований, смысл христианской любви...

 
   
ПУТЬ ОТ 10 ЗАПОВЕДЕЙ К 9 БЛАЖЕНСТВАМ

Священник Константин Галериу

В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей. В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств. Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? Имеют ли заповеди обязательную ценность для нас сегодня, по прошествии более чем трех тысяч лет?

 
   
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ ПИЩИ ИЛИ МОЖНО ТОЛЬКО ПЕРЕКРЕСТИТЬ ЕДУ?

ПравЖизнь

Молитва перед принятием пищи – это не заговор или заклинание, которые делают еду вкуснее или полезнее. Молясь перед едой, мы просим Бога, чтобы Он всегда подавал нам «насущный хлеб», который мы и получаем от Него каждый день. Молитва перед едой, равно как и после еды – это, прежде всего, благодарение Богу за его неоскудевающие милости и дары нам, грешным.

 
   
ПРИЧАСТИЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК К НЕМУ ГОТОВИТЬСЯ?

Памятка христианину

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой и покаянием, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением. Для того, чтобы Причастие не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд обязательных условий: пребывание на вечернем богослужении накануне причастия, 3-дневный пост, чтение 3-х канонов, чтение Последования ко Святому Причащению утром перед литургией и исповедь.

 

РЕКОМЕНДУЕМ


Божественная литургия (Объяснение церковной службы) Всенощное бдение (Объяснение церковной службы)
Причастие: что это такое и как к нему готовиться? (памятка христианину) Что делать, если не понимаешь смысл слов молитв на богослужении?
Говорят, что... а на самом деле... О поклонах и крестном знамении
Зачем нужен духовник? Для чего духовник не нужен?
Иконы в доме. Как выбрать и куда поставить? Что делать, если нет сил молиться?
Практические советы о том, как правильно молиться... О молитве: краткий сборник советов и практических рекомендаций
Нужно ли прикладываться ко всем иконам в храме? Как провести день по-Божьи (Почаевский листок)
Что можно и что нельзя в церкви? (Правила поведения в Церкви)