Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 26-й седмицы по Пятидесятнице

(1Тим.1:18–20, 2:8–15; Лк.18:15–17, 26–30)

Евангелие святого апостола Луки, глава 18, стихи 15 - 17, 26–30:

15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 1, стихи 18 - 20, Глава 2, стихи 8 - 15:

18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 18:15-17, 26-30) Лк.18:15. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

Пример детей также ведет к смиренномудрию. Господь сим научает быть смиренными, принимать всех и никого не презирать. Ученики считали недостойным Такого Учителя – приносить к Нему детей. А Он оказывает им, что нужно быть так смиренными, чтобы не гнушаться и самыми малыми.

Лк.18:16. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Таким образом, не отвергнув младенцев, но с удовольствием приняв их, Господь «делом» учит смиренномудрию. Учит Он и «словом», говоря, что «таковых есть Царствие Небесное», кои имеют расположение детское.

Лк.18:17. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает: как это? – тот погибнет со своим неверием и не войдет в Царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением. Поэтому все апостолы и все в простоте сердца уверовавшие во Христа могут быть названы детьми, как и Сам Господь назвал апостолов: «дети! есть ли у вас какая пища?» (Ин.21:5). А мудрецы языческие, доискивающиеся премудрости в таком таинстве, каково Царствие Божие, и не хотящие принять оное без рассуждения, по справедливости отторгнуты от этого Царствия. Господь не сказал: «этих» есть Царствие, но «таковых», то есть кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верой и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию.

Лк.18:26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Лк.18:27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Кто имеет человеческий образ мыслей, то есть увлекается дольним и пристрастен к земному, тому, как сказано, спастись невозможно, а для Бога это возможно; то есть, когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете, и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие. И иначе: если мы, возвысившись над всяким человеческим малодушием относительно богатства, пожелаем даже друзей приобрести себе неправедным богатством, то мы спасемся и провождены будем ими в вечные обители. Ибо лучше, если мы откажемся от всего или, если не откажемся от всего, по крайней мере сделаем бедных соучастниками, и тогда невозможное сделается возможным. Хотя не отказавшись от всего нельзя спастись, но по человеколюбию Божию возможно бывает спастись и в том случае, если несколько частей уделить на действительную пользу.

Лк.18:28. Петр же сказал; вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
Лк.18:29. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
Лк.18:30. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

При этом Петр спрашивает: «вот, мы оставили все» и спрашивает не для себя только, но для утешения всех бедных. Чтобы не одни богатые имели благие надежды получить много, как отказавшиеся от многого, а бедные не имели надежды, как отказавшиеся от малого и посему малую награду заслужившие, для сего Петр спрашивает и слышит в ответ, что и в нынешнем, и будущем веке получит воздаяния всякий, кто бы ни презрел ради Бога свое имение, хотя бы оно было и мало. Ты не на то смотри, что оно мало, но что это малое заключало в себе все средства человека к жизни, и что, как ты надеялся на многое и великое, так он этим немногим и малым надеялся поддержать свою жизнь. Не говорю уже о том, что имеющий малое имеет большую к нему привязанность. Это видно на отцах. Имея одно дитя, они обнаруживают к нему большую привязанность, нежели тогда, когда у них детей бывает больше. Так и бедный, имея один дом и одно поле, сильнее их любит, нежели ты – многие. Если и не так, а у обоих равномерна привязанность, то равно достойно и отречение. Поэтому и в настоящем веке они получают во много раз большее воздаяние, подобно как сии самые апостолы. Ибо каждый из них, оставив хижину, ныне имеет блистательные храмы, поля, приходы, много жен, привязанных к ним горячностью и верой, и вообще все прочее. Да и в будущем веке получат они не множество подобных полей и телесных наград, но вечную жизнь.

Толковая Библия А.П.Лопухина. Толкование на 1-е послание Святого Апостола Павла к Тимофею (1Тим.1:18–20, 2:8–15)

1Тим.1:18. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

1Тим.1:19. имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;

Здесь апостол увещевает Тимофея иметь ту добрую веру, которую всегда проповедовал Апостол Павел. Как мотив к такой твердости в вере, апостол указывает на бывшие о Тимофее «пророчества». Очевидно, апостол имеет здесь в виду речи вдохновенных членов Церкви в Листре, которые предсказывали апостолу то, что Тимофей окажет много услуг Церкви, и советовали Павлу взять его себе в помощники. Апостол Павел поступил так, как советовали ему Листрийские пророки (ср. 1Тим.4:14). «Чтобы ты воинствовал согласно с ними». Тимофей должен действовать, как борец за истинную веру, при свете бывших о нем пророчеств. «Имея веру и добрую совесть». И вера, и добрая совесть является как вооружение христианского пастыря (ср.Еф.6:16; 1Фес 5:8). Совесть и вера имеют один источник (1Кор 2:5). Наша совесть очищается кровью Иисуса Христа (Евр 9:14), и поэтому без веры она не может быть чистою. Равным образом, и истинная вера открывает свою силу в совести» (Полянский с. 291).

1Тим.1:20. таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Далее апостол указывает на некоторых отвергших добрую совесть, презревших ее голос и потому потерявшихся и начавших жить в разных заблуждениях. В пример таких людей апостол выставляет Именея и Александра. Эти двое, вероятно, были нечестивее, чем другие, им подобные. Кто были эти Александр и Именей и в чем состояло их «богохульство», неизвестно. По-видимому, инакоучители ефесские щадили этих людей, и Павел поэтому сам подверг их наказанию.

 

1Тим.2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении. «Итак», т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 1Тим.2:7. «Желаю» – правильнее: хочу (βούλομαι), высказываю решительно свою волю (ср. различие между θέλω "желаю» и βούλομαι »хочу» в Ев. Мф 1:19). «На всяком месте» – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения. «Произносили молитвы» – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви. «Мужи» – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении (1Кор 14:34). «Воздевая чистые руки». Воздевание рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников. «Чистые руки» – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще. «Без гнева». – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников. «Сомнения» – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимся и не заслуживающими молитвы.

1Тим.2:9. чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,

1Тим.2:10. но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением волос (ср. 1Пет 3:3–6), но добрыми делами, со стыдливостью и целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под «добрыми делами» разумеются вообще хорошие поступки и, в частности, благотворительность.

1Тим.2:11. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

1Тим.2:12. а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны апостолом в 1Кор.14:34 и сл.

«Властвовать над мужем» (αύθεντειανδρός), т. е. становиться на место мужчины в богослужебном собрании.

1Тим.2:13. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

1Тим.2:14. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

Почему женщина не должна становиться выше мужчины – апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина – об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим (Рим.5:12) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи.

1Тим.2:15. впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

В «чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: «если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении «чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк.18:17). Как же это принимать – «как дитя»? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает до подробности, а жизни не видит, так и рассудок – сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит тоже, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичит и отгоняет благодать Божию – зло в христианстве первой важности.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.18:15–17, 26–30)

Протоиерей Александр Шаргунов

Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом.

Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст.

И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

Как достигнуть этой детской легкости, кто же может спастись, — вопрошают ученики, когда Господь в продолжении Своей мысли приводит притчу о верблюде и иголке и о гибельном уповании на земное богатство, на свои собственные силы. Если человек стоит перед выбором — отвергнуться всего или лишиться Христа, то кто может спастись? Они понимают, что Христос не может требовать неразумного. Но они знают также, как сильно сердца человеческие привязаны к миру, и как многие готовы отчаяться, видя невозможность одолеть земное притяжение. Поистине есть такие трудности на пути нашего спасения, которые не могут быть никогда преодолены. Только всесильной благодатью Божией. «Невозможное человекам возможно Богу». Его благодать может так воздействовать на душу, что она перерождается в самой своей основе, во всех своих наклонностях и предпочтениях, и устремляется в сторону, противоположную греху.

В нас есть склонность говорить слишком много о том, что мы оставили и утратили ради Христа. И даже Петр, как мы видим, обнаруживает это: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою». Он не мог умолчать о своей любви ко Христу, проявившейся в оставлении всего и следовании за Господом, куда бы Он ни пошел.

Что бы мы ни оставили ради Христа, нам будет с избытком воздано в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы удобства и выгоды или своих близких ради Царства Божия и не получил бы во много раз больше в это время, в радости покаянием очищенного сердца и общения с Богом, — несравненного ни с чем воздаяния за все свои потери. А в век будущий — жизни вечной, того, к чему устремляются сердца младенцев и святых.

***

Протоиерей Павел Великанов

В повествовании евангелиста Луки о Христе и детях опущена небольшая деталь, о которой говорится в Евангелии от Марка. Когда Спаситель увидел, что Его ученики не подпускают к Нему детей – Он вознегодовал. Эта глубинная эмоциональная реакция гнева Богочеловека позволяет увидеть историю несколько под иным светом.

Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог – и совершенный человек – не имел того, что мы называем «страсть гнева». Это мы, грешные, гневаемся, когда нам чего-то не досталось, что мы сильно желали, когда нас незаслуженно оскорбили или оклеветали. В своём гневе мы, как правило, жаждем отмщения и – страшно даже сказать! – в некоем пределе даже умерщвления обидчика. Понятно, что у Христа гнев как наша греховная страсть ущемлённого эгоцентризма отсутствовал напрочь.

Но при этом – Евангелие однозначно свидетельствует о нескольких фактах гневной реакции Богочеловека. Значит, ситуация была настолько неприемлемой для Него – что происходило глубинное отторжение Им недолжного и абсолютно неприемлемого, даже при всей Его снисходительности, деликатности и педагогичности. Такой гнев – природная, вложенная Творцом в душу человека досознательная реакция отторжения на грех – чтобы его избежать – совершенно безгрешен.

Какой же такой грех совершили апостолы, когда отказывали мамашам с их детьми подходить к Учителю? Разве не заботились они тем самым, чтобы Он был в покое после трудов? Разве можно ставить на один уровень детей – этих недочеловеков – и взрослых – которые с открытыми ртами ловили каждое слово Спасителя? Да и чему можно научить младенцев, едва ли вообще способных в таком нежном возрасте хоть чтобы то ни было понимать?

Но это – именно «взрослый» взгляд на детей, сверху вниз. Только Бог так на детей не смотрит! Они для Него – самые близкие и родные – именно по причине своей непосредственности, открытости, готовности любить и доверять, целиком полагаясь на веление сердца. Естественность детей проявляется в том, что им трудно «перемудрить» – в отличие от нас, взрослых. У них ум, чувство и воля ещё работают более или менее слаженно, куда лучше, чем у нас. Если кто-то ему нравится – он будет улыбаться и протягивать руки. Не задавая вопроса, а насколько можно этому человеку доверять? Какое у него реноме? И вообще, какую религию он исповедует? Душа ребёнка чувствует другого – и просто радуется ему. Без умных вопросов. И точно также реагирует на проявления злобы и агрессии – просто и категорично. Эта детская простота и естественность открывают простор для общения между ребёнком и Богом. Мы, взрослые, привыкшие не доверять, обмозговывать, перепроверять, продираемся к Богу в молитве словно через заросли джунглей – которые сами же и вырастили – а ребёнок выбегает на залитую солнцем лужайку – поднимает руки к Небу – и вот он, уже вместе с любимым им Богом!

Приводя в пример ученикам детей, Спаситель учит их естественности и целостности. Насколько противны и неестественны в детях гордыня, превозношение, кичливость, сладострастие, злоба! Конечно, с возрастом картина меняется – но всегда перед глазами есть те, кто ещё не вышел из этого трогательного возраста целостной мудрости – простой и непосредственной.

Вот к чему призывает Своих слушателей Христос: принимать Его Царство в простоте и непосредственности, не через хитросплетённые сети ума, а открытой нараспашку душой – только которая и может сказать Богу то самое главное «Да!», без которого Бог в нашей жизни – бессилен.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Святой и первоверховный апостол Пётр, который оставил свои рыбацкие сети, своё ремесло, свой дом и своих близких, всё то, что было ему дорого и последовал за Христом Спасителем, стал Его ближайшим учеником и свидетелем множества чудес, задаёт своему Учителю вполне понятный и уместный вопрос: что мне и моим товарищам за это будет? Будет ли награда за эту самоотверженность? Не напрасно ли всё это? Или же все жертвы не имели никакого смысла? Христос отвечает вполне ожидаемо, Он обещает значительно большее и сейчас и в жизни будущего века всякому, кто ради Него оставит самых дорогих и близких людей. Всякому, значит, и апостолам в том числе. Более того, апостолам в первую очередь. Всё было бы довольно просто и понятно, если бы не личность одного из двенадцати учеников Спасителя, если бы не личность Иуды Искариота. Ведь и Иуда оставил свой дом, своих близких, привычную жизнь и последовал за Христом. Получил ли этот человек то, что обещал Ему Христос? Или же мы можем заподозрить Бога во лжи? Конечно, последняя мысль звучит кощунственно. Значит, и в ответе Господа Иисуса Христа апостолу Петру не все так просто и прозрачно, как может показаться на первый взгляд. Значит, под домом, родителями, братьями, сёстрами, жёнами и детьми следует понимать нечто большее. Не только имущество, не только привычный образ жизни и любимых людей, но и то, что сроднилось с человеком и стало его неотъемлемой частью, то, что зачастую незаметно и самому человеку, но заметно Богу. Речь идёт о тех страстях и пороках, которые сжились с нами и на которые мы не обращаем внимания. По опыту мы знаем, что оказаться в рабстве очень легко. И невероятно сложно избавиться от рабства. В качестве примера можно вспомнить о социальных сетях, которые крадут у нас время, силы и наших близких. Мы всё понимаем, но, увы, не имеем сил избавиться от этой зависимости. Но зависимость от социальных сетей относительно слабая, если сравнить её с зависимостью, к примеру, от чужого мнения или с зависимостью от собственной вспыльчивости и раздражительности. Трагическая история бывшего апостола Иуды Искариота наглядно показывает, что любая зависимость, любая страсть способна в перспективе лишить нас той награды, которую обещал Христос Спаситель Своим последователям, даже и в том случае, если мы смогли оставить ради Христа всё то, что перечислил Господь в Своём евангельском ответе апостолу Петру. Дай же нам, Господи, силы, чтобы без всяких оговорок оставить всё и лишь Тебя иметь с своём сердце!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Господь указывает на главное условие, необходимое для того, чтобы войти в Царство Божие. Для этого необходимо уподобиться ребенку. Очевидно, что речь идет о каких-то свойствах души. О каких же именно?

Дети — поразительные существа. Они обладают такими качествами, которые, взрослея, человек зачастую теряет. Пожалуй, одно из самых удивительных — их простодушная доверчивость и уверенность, что они непременно получат обещанное. Они не задумываются, что им нужно будет есть на ужин, в чем пойти завтра в школу, будут ли у них деньги, чтобы съездить летом на море. Они просто знают и не сомневаются, что родители все устроят. Именно поэтому на них не давит бремя взрослых обязанностей. Они беспечны и не отягощены заботами. Согласитесь, это блаженное состояние. Это и есть радость детства. Оно заканчивается тогда, когда человек сам берет на себя бремя заботы над другими и самим собой. Итак, Господь говорит о состоянии абсолютного доверия Богу, которое делает человека похожим на ребенка. Это доверие и есть радость Царства Божьего.

Окружающие поражены этими словами. Ведь каждый хорошо знаком с реалиями жизни, с тем, как устроен взрослый мир. Каждый понимает, как сложно не думать о завтрашнем дне, даже если очень этого захотеть. На это Христос отвечает им, что сам человек не может привести себя в это детское состояние. Никакими человеческими усилиями его невозможно приобрести. Однако, это может сделать Бог. Это исключительно действие Его благодати. Иными словами, это дар, который приходит свыше.

Из ответа Спасителя апостолу Петра становится очевидным, как именно этот дар получить. Кто найдет в себе силы поставить Христа в центр своей жизни, освободить для Него то место в своем сердце, которое предназначено для самых священных вещей, таких как семья и близкие, сделать следование Его Евангелию важнее родственных отношений, тот человек уже здесь на земле станет участником Царствия Божия. Ровно в той степени, в какой мы способны решиться на этот шаг, Бог возьмет на Себя заботу о нас самих и о наших родных и близких. Освободит нас от многих тягот и забот этой жизни ради бремени исполнения Евангелия и следования Христу. Даст нам то самое состояние, которое возвращает человеку детскую простоту и свободу.

Всех нас Спаситель призывает к этому решительному шагу, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Церковный календарь. 3 декабря 2025 года

Читаем Евангелие. 3 декабря 2025 года

Читаем Апостол. 3 декабря 2025 года

Мульткалендарь. 3 декабря. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский

Мульткалендарь. 3 декабря. Преподобный Григорий Декаполит

День ангела. 3 декабря

Этот день в истории. 3 декабря