Статьи - МОЛИТВА

Молитва – сердечная беседа человека с Господом

«Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1)

Начало нашего спасения – молитва. Она есть великое благо на земле, дарованное нам нашим Создателем; она – благоговейное устремление человеческой души к Богу или сердечная беседа человека с Богом, во время которой человек находится невидимо перед Богом и изливает перед Ним чувства своей души. В Ветхом и Новом Завете есть много указаний о необходимости молитвы, о ее огромном значении, что полностью подтверждается примерами Спасителя и Его апостолов, проводивших дни и ночи в молитвах. Молитвой мы можем испросить у Господа все, и поэтому она называется матерью всех добродетелей. Если мы хотим утвердиться в какой-то добродетели или избавиться от вредных привычек, суетных увлечений и т.д., этого можно достичь молитвой. Молитва – ангельское дело: как святые ангелы непрестанно славословят Господа, так и мы, грешные, должны днем и ночью взывать ко Господу из глубины своего сердца, изливать перед Ним наши моления, в скорби и радости и во всех событиях нашего земного существования прибегать к Нему, нашему Спасителю, искать у него помощи и утешения, потому что Он – единственный Утешитель души. Без Него ни в ком и ни в чем мы не найдем ни отрады, ни прибежища, ни спасения.

В жизни человека нет ничего дороже молитвы: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным. Молитва необходима человеческой душе, как воздух для дыхания или вода для растений. Тот, кто не молится, лишается общения с Богом и уподобляется сухому, бесплодному дереву, которое отсекают и бросают в огонь (Мф. 7:19). Тот, кто не молится, не получает Божиего благословения для своих дел, согласно сказанному: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1).

Несчастье для слепого, что он не видит света, но гораздо большее несчастье для христианина, если он потеряет расположение к молитве, лишит свою душу божественного света: в такой душе водворяется мрак, а после выхода ее из тела, она наследует вечный мрак.

«Когда заговорим в молитве с нашим Царем и Богом – говорит святой Иоанн Лествичник, – не нужно приступать к этому неподготовленными, чтобы не видели издалека не имеющие оружия и одежд, приличных для встречи с Царем, и не приказали своим рабам и служителям связать нас, отбросить далеко от Его лица, разодрать бумагу, на которой написаны наши прошения и бросить ее нам в лицо; и потому, когда приступаем к беседе с Богом, нужно отбросить от себя все житейское, не обращать внимание на никакие помыслы, которые во время молитвы восстают с особой силой».

Человек, когда молится, уподобляется воину на боевом поле. Это – время приобретения духовного для того, кто противодействует врагу и, не обращая внимания на его внушения, усиливает молитву, трудится, подвизается, призывая на помощь Вдохновителя подвигов – Господа. Вражеские искушения во время молитвы бесчисленны: он в эти минуты напоминает нам о таких житейских делах, исполнение которых представляется нам необходимым и неотложным, а неисполнение – связанным с существенными потерями. Но если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана, обращай внимание только на то, что действительно необходимо. А даже если случится что-то забыть или получить какой-то вред в житеяских делах, то т.к. это произошло из-за Бога, Он, Всеблагой, воздаст за это стократно.Во время молитвы будь глухим, слепым и немым ко всему и ко всем, кроме Бога. Согласно святому Иоанну Лествичнику, начало молитвы состоит в изгнании помыслов при самом их появлении; середина – состояние, когда наш ум не рассеивается помыслами, а совершенство молитвы состоит в устремлении к Богу всего нашего существа.

Вставая со сна, первой твоей мыслью должно быть благодарение Богу. С этой мыслью ложись спать, имея в виду, что твоя кровать, может стать и твоим гробом. Прощение обид, даже самых тяжелых, необходимо для успеха молитвы. Помни слова апостола: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).

Ангел Божий открыл одному монашествующему следующий богоприятный способ молитвы: «Прежде всего принесем Богу искреннюю благодарность; затем исповедуем свои грехи с искренним покаянием и в конце представим Небесному Царю наши прошения».

Из святого Евангелия знаем, что судья исполнил просьбу вдовы, побежденный ее упорством (Лк. 18:5); знаем также и об одном человеке, который сперва отказал в просьбе своему другу, но когда тот не уходил и продолжал просить, в конце концов уступил его настойчивости. Этими притчами Господь учит нас, как нужно поступать, чтобы получить желаемое.

Что может быть блаженнее того, чтобы прислониться к Господу и находиться постоянно с Ним? «Тот, кто занимается какой-то работой – говорит святой Иоанн Лествичник, – и когда настанет время для молитвы, продолжает работать, его высмеивают бесы, потому что эти воры стараются через время для других дел лишить нас молитвы. Оставление молитвы причиняет душе невидимую смерть. Прибегая к молитве, будь и очень милостивым, через эту добродетель еще здесь воздастся тебе стократно и наследуешь вечную жизнь, а будучи связанным со страстью сребролюбия, никогда не сможешь помолиться чисто. Не оставляй молитву до тех пор, пока ее огонь и слезы не уйдут сами по себе, потому что, может быть, другого такого времени для прощения твоих грехов не получишь во всей твоей жизни. Если ты испытал сладость от некоторых слов в молитве, продолжай говорить их, потому что тогда твой ангел-хранитель молится с тобой. Святой Нифонт однажды видел одного монаха, который шел и говорил молитву, а она как огненное пламя выходила из его души и достигала небес. Монаха сопровождал ангел, державший в руках огненное копье, которым он отгонял бесов от монаха».

Святой Макарий Великий объясняет, каким образом Господь дает нам дар молитвы из-за нашего старания молиться, на следующем примере: «Хотя маленький ребенок – говорит он – и не может сделать ничего, но он движет руками и ногами, плачет и матери становится жалко его; она радуется, что ребенок усилиями и плачем ищет ее и не может придти к ней, но она сама из-за любви к младенцу, идет к нему и с большой нежностью берет его, ласкает и кормит. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая Его ищет». «Непрестанно молитесь», говорит святой апостол Павел (1 Сол. 5:17). «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» – говорит нам Христос (Лк. 22:40). Непрестанная молитва не означает непрерывное произношение ее вслух устами, а в постоянной памяти о Боге и Созерцании Его перед собой. Он – Тот, Который наблюдает все наши дела, намерения и мысли и поэтому при каждом занятии нужно приучить себя часто мысленно произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!». Или: «Пресвятая Богородица, спаси меня!». Об Иисусовой молитве святые отцы в книге «Добротолюбие» и других сочинениях высказались подробно.

Что бы ты ни делал, при каждой возможности чаще призывай Божие имя, благодари Бога за все, за радости и скорби, т.к. все это посылается тебе для добра. Тогда вся твоя жизнь осветится и станет непрерывной молитвой. Нельзя оставить без внимания ежедневно произносимые нами слова в молитве «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). На другом месте в Евангелии имеем подобное высказывание: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Следовательно, если мы имеем в своем сердце злобу против кого-то, то, пока не помиримся, наша молитва будет бесплодной.

Если мы с кем-то поссорились, но уверены в своей правосте, то всегда первыми должны искать помирения, но если после этого те, которые нас оскорбили, не пожелают помириться, тогда мы уже не несем ответственности перед Богом, потому что мы искренне желали и искали помирения.

Мы должны молиться не только тогда, когда расположены к молитве, но и тогда, когда нам не хочется из-за лени, сонливости, забот, суеты и пр. И если вопреки всему этому, мы молимся, подвизаемся, принуждаем себя, боримся с собой, то такая молитва отлетит к небу и достигнет престола Господня.

Необходимыми и главными условиями для молитвы являются: совершенная преданность Божией воле, сознание своего крайнего недостоинства и греховности, самое искреннее желание поправить свою жизнь и более всего – незлобивость.Если даже и случится, что кто-то просит и не получает, то это не значит, что его молитва остается неуслышанной, а то, что по Божиему усмотрению молящийся подвергается испытанию в терпении и, если терпение его продолжится до конца, тогда он получит просимое в еще большей степени. В молитве мы должны быть терпеливыми – просимое у Господа одних или других благ не является делом одного дня. Святые отцы всю свою жизнь проводили в молитвах и покаянии и в конце концов получали Божию благодать. Некоторые молятся и, не получая просимого, охладевают к молитве. Но, может быть, Божия милость была уже близка к ним, когда они оставили свой молитвенный труд. Случается и так, что мы хотим и не получаем искомого потому, что это не было бы нам для пользы.

«Про’сите, и не получаете, потому что про’сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (1 Иак. 4:3). Как бы ни были велики ваши грехи, молитесь и не отчаивайтесь, помните, что сказал Господь: «Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во’лну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:18-20).

Но иногда случается и так, что Господь промыслительно оставляет Своих рабов без исполнения молитвы. Так, например, великий Моисей Боговидец просил, чтобы ему было даровано войти в землю обетованную, но не был услышан. Молился и Давид, усиливая свою молитву постом, в пепле и слезах, о сохранении жизни своего больного сына, но Господь не благоволил исполнить его прошение. Смиримся под всемогущей Божией десницей, предавая себя полностью Его святой воле, которая иногда оставляет наши моления неисполненными, но таким образом готовит нам в будущем лучшую участь.

Однажды спросили святого Макария Великого о том, как спастись. Он ответил: «Братья, преклонимся перед Господом и оплачем наши грехи. Эти малые слезы остудят огненную геенну, потому что грешники, которые не каются и не плачут сейчас, на том свете будут плакать и рыдать как младенцы, и слезы их сожгут их тела как огонь, но не принесут им никакой пользы».

Некоторые молятся долго, но не получают сердечного тепла, а другие быстро получают благодатное утешение. Различное действие благодати наводит на мысль о мудром Божием домостроительстве: если дар получен без труда, то мы не всегда его ценим и легко теряем, а приобретенное усиленным трудом храним как драгоценное сокровище. Каким бы ни было богоугодным, по нашему мнению, наше молитвенное прошение, какой бы ни была наша большая скорбь, от которой Госодь нас не избавил, но исполнение нашего прошения нужно предоставить полностью Божьему промыслу, помня слова божественного Искупителя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Вот высокий образец самой совершенной молитвы, в которой выражена беспредельная преданность Божией воле! В случае особых потребностей нужно по примеру Спасителя молиться до трех раз подобно тому, как Он молился в Гефсиманском саду перед Своими страданиями.

Для обремененного страданиями человека нет лучшего средства для успокоения, чем молитва! «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (1 Иак. 5:13). Если беседа с другом утешает вас в скорби, то гораздо более – беседа с Самим Создателем, истинным Успокоителем души! Привычка к внимательной нерассеянной молитве приобретается трудом, но когда она возникнет, то молитва становится источником духовного утешения. Не нужно забывать, что при молитве мы должны осенять себя крестным знаком, что является апостольским установлением. Креститься нужно правильно, не небрежно – некоторые крестятся так, как будто стыдятся Креста Господнего. Небрежное положение креста оскорбляет Господа и считается грехом молящегося. Оно не только не имеет никакой силы, но еще и радует бесов. А оно должно быть непобедимым оружием против них, потому что дьявол трепещет от креста и в страхе убегает, т.к. не может вытерпеть его силы, которая сжигает его, как огнем. Святые силой креста Христова лечили больных, воскрешали мертвых, выпивали без вреда смертоносный яд, проходили через оговь и воду. А сегодняшние христиане, подстрекаемые ложным стыдом, входя в дом или садясь за стол, даже и не думают перекреститься, как будто не знают, что сказал Господь: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26). Не крайнее ли это безумие, не тяжелое ли ослепление души стыдиться Господа и Своего Создателя, стыдиться честного животворящего Его креста? Креста, через который мы спасены и на котором пролита бесценная кровь нашего Искупителя. Когда мы осеняем себя крестным знамением, тогда между нами и небесным Отцом висит на Кресте наш распятый Спаситель. Тогда перед божественным взглядом Всевышнего предстоит не наше позорное лицо, покрытое греховным бесславием, а увенчанная терновым венцом голова Богочеловека; не наше коварное сердце, полное всяких нечистот, но пробожденные ребра нашего Искупителя; не наши нечистые руки, непрерывно совершающие всякие беззакония, но прикованные к Кресту пречистые длани Всеправедного Христа. Мученики, вооруженные святым крестом, шли на самые страшные мучения и, как будто находясь в чужих телах, терпели их с восторгом. Один из самых древних писателей христианской Церкви свидетельствует, что тогдашние христиане, следуя апостольскому преданию, при каждом действии или движении, осеняли себя крестом: входя, одеваясь, умываясь, садясь и вставая после трапезы, зажигая огонь, ложась и садясь.

Завершим наше слово горячей молитвой к нашему Спасителю Господу Иисусу Христу: «Многомилостивый Господи! Удостой нас божественным даром святой молитвы, которая изливается из глубины сердца; собери наш рассеянный ум, чтобы всегда стремиться к Тебе, нашему Создателю и Спасителю; переломи огненные стрелы лукавого, которые отрывают нас от Тебя; угаси пламя помыслов, которое сильнее огня сжигает нас во время молитвы; осени нас благодатью Твоего Святого Духа, чтобы мы любили Тебя до конца нашей жизни всем своим сердцем, всей душой и мыслью, всеми силами и в час расставания нашей души с телом, о, Иисусе Пресладкий, прими в Свои руки наш дух и вспомни о нас, «когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). Аминь.

Митрополит Ловечский ГАВРИИЛ

Источник: Pravoslavie.bg

 
 
 

Назад к списку