ДЛЯ ЧЕГО МЫ ТВОРИМ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ? (Древнерусское поучение на 3-ю неделю Великого поста)

Икона Страстной седмицы.
Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Для чего мы делаем на себе крестное знамение? Мы делаем знамение крестное на себе, или крестимся, во-первых, для того, чтобы знамение это на нас видел Бог. Да, братие, Бог видит, когда мы крестимся, когда делаем на себе знамение крестное. А из вас некоторые крестятся кое-как, поспешно, небрежно, без всякого внимания! Грешно так креститься; надобно креститься со вниманием, с благоговением.

Скажешь, что сила не в кресте? Нет, в кресте сила, и сила большая, когда ты крестишься надлежащим образом, с верой, с мыслью, с благоговением. Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, за который Он изливает спасительную благодать Свою на нас. Крестное знамение есть та печать, с которой Бог принимает прошения от нас. Молиться с крестным знамением значит молиться, просить от имени, от лица Иисуса Христа. «Я не сам пришел, меня Иисус Христос послал к Тебе, Господи; и что действительно так, вот на мне печать Его — крестное знамение». Если же ты думаешь, что сила не в кресте, то для чего же ты крестишься? Или уж вовсе не делай на себе крестного знамения; и тогда все будут знать, что ты не христианин; или делай как должно, без поспешности, с благоговением, со вниманием, с мыслью.

Итак, мы крестное знамение делаем для того, чтобы привлечь к себе благодать Божию. Мы делаем крестное знамение еще и для того, чтобы видел это лукавый, враг наш диавол. Да, братие, и лукавый пусть видит, когда мы делаем на себе крестное знамение, потому что он не любит этого знамения. Как боится лукавый Иисуса Христа, так он боится и знамения Христова — креста.

Крест — самое верное орудие против врага, самая крепкая защита от него, самый острый меч для него. Оградить себя крестным знамением, значит охранить себя силой Христовой от всех нападений лукавого. И не лукавый только бегает от крестного знамения; крестное знамение от всего нам враждебного охраняет, защищает нас. Где знамение крестное полагается, там Ангел Христов защитником остается, хранителем. Бес бежит от крестного знамения, а Ангел притекает на крестное знамение. Да, знамение крестное есть знак, по которому Ангелы видят, кого им защищать, охранять; а злые духи видят, от кого им надобно бежать, отступать. И потому твори крестное знамение со вниманием, как щит какой, сохраняющий тебя, как меч какой, поражающий врага твоего.

Наконец, мы делаем на себе знамение крестное и для того, чтобы перед другими исповедовать Иисуса Христа, распятого на кресте. Да, пусть и люди видят, Кого мы исповедуем, в Кого мы веруем, на Кого мы надеемся, Кого любим, Кого почитаем. А ты иногда стыдишься сделать крестное знамение! Знаешь ли, какой ты чрез это грех делаешь? Стыдясь креститься, ты стыдишься, что ты христианин, стыдишься, что ты Христу принадлежишь, во Христа веруешь, на Христа надеешься, Христа почитаешь, любишь! Нет, не стыдись признаваться, что ты Христов, иначе Иисус Христос постыдится признать тебя Своим на Страшном Суде и откажется принять в Царство Небесное.

Итак, вот для чего мы крестимся: чтобы показать, что мы христиане, и чтобы это видел Бог, видел бы Ангел хранитель, видел бы и лукавый, и чтобы люди видели, что мы христиане. 

Из «Поучений» протоиерея Р. Путятина

Древнерусское поучение на 3-ю неделю Великого поста

Братие! Сегодня достигли мы преполовения святых великопостных дней, поэтому возрадуемся душой, поклоняясь честному Кресту Христову и, насладившись им, пойдем далее по пути постному к Христовым Страстям, очищая свое тело постом и просвещая душу прилежной молитвой, чтобы достигнуть непорочно Воскресения Господня. Вот, Господь Бог наш зовет нас на святую радость; Он держит венцы небесные для тех, кто алкал и жаждал ради Его, кто трудился в подвигах духовных. Не будем лишать себя этой радости неизреченной, этих нетленных венцов по лености и из-за угождения своему чреву. Что теперь на малое время услаждает нашу гортань, то после окажется горчее желчи. Об этом Сам Господь предостерегает нас и говорит: Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми (заботами) житейскими (Лк. 21:34). И святые отцы предостерегают нас от того же: если, говорят они, вчера ты был чревоугодник, то ныне будь строгим постником; если вчера ты угождал плоти, ныне просвети душу. Не будем, братие, христианами только по имени, а на деле хуже неверных; нет, но покажем и добрые дела, чтобы и нам не услышать от Господа Бога: приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15:8). На деле часто так и видим: когда от земного царя получится какой-нибудь указ к подданным, то все со страхом спешат его выслушать, и когда услышат, то немедленно исполняют повеленное им. А когда Господь Бог, через пророков, и апостолов, и святых отцов, или лучше — Своими устами в Святом Евангелии зовет нас к Себе, к свету немерцающему, на радость бесконечную, в Царство Небесное, — тогда не находится человека, который бы Его слушал, и приходил на Его зов, и творил Его волю. Видите ли, братие, любовь Божию к нам? Он не потерпел видеть нас порабощенных бесам, ибо наши предки так были ослеплены диаволом, что приносили в жертву идолам сыновей и дочерей своих. И вот, не потерпел этого Господь Бог наш и пришел на землю, чтобы земнородных опять возвести на небо; для того и крещение восприял, чтобы нам дать пример крещения, и вот, теперь обновляет наше крещение этим святым лощением, дабы в чем мы согрешили после крещения, очистили то покаянием. Итак, препояшем себя воздержанием и, достигнув половины поста, будем продолжать этот подвиг в прочие дни постные. Если доселе кто постился с леностью, то, по крайней мере, с этого времени продолжи пост Богоугодно; не тяготитесь ходить в церковь на службу Божию и слушать в ней Священное Писание и творить добрые дела. А когда стоите, братие, в церкви, то не разговаривайте ни с кем, чтобы нам не лишиться за это награды от Бога; ибо кто без страха Божия в церкви разговаривает, тот прогневляет Бога и творит радость диаволу. Судите сами: когда стоят перед лицом земного царя, то никто не смеет и слова праздного вымолвить, не смеет и оглянуться куда-либо в сторону, но каждый стоит как бы связанный. Если же мы так почитаем царей, которые все же люди смертные, то не должно ли нам тем паче почитать Бога со страхом и трепетом и творить Его волю святую? Он — Владыка души и тела нашего; Он может умерщвлять и оживлять, делать нищими и обогащать, как говорит Соломон от лица Божия: Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду; Мною вельможи величаются, и властителие держат землю: Аз любящия Мя люблю, ищущии же Мене обрящут благодать (Притч. 8:15-17). Убоимся же Его, прославим Его со страхом и трепетом!

Размыслите о службе церковной: что может быть страшнее того, когда видишь Сына Божия, ради тебя закалаемого, и Тело Свое под видом хлеба предлагающего и Кровь Свою изливающего во оставление грехов? Итак, приступим со страхом к Тайнам Святым, приимем их чистыми устами и светлым сердцем, отбросив всякую вражду, чтобы достигнуть святого Христова Воскресения и радости оной достойно насладиться, — сохраним в чистоте остающиеся святые дни постные. Не тяготитесь послужить Богу, чтобы в день нашего воскресения услышать нам святой оный глас Господа: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие (Мф. 25:34).

Христу Иисусу Господу нашему слава во веки, аминь!

Из рукописного «Сборника» XVI века,
Библиотека Троице-Сергиевой Лавры

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 
 
 

Назад к списку