КАК УДОСТОВЕРИТЬСЯ В ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА?

Социологические опросы часто дают парадоксальную картину: люди, называющие себя христианами, могут не верить в воскресение Христа. Они вообще не допускают воскресение мертвого человека, потому что это противоречит здравому смыслу. Даже церковный человек, если его напрямую спросить о воскресении, может впасть в замешательство. Тем не менее, это центральный вопрос нашей религии. Как современный человек может удостовериться в Воскресении?

В этом можно удостовериться только на основании собственного религиозного опыта. Мы каждое воскресенье, а в пасхальный период каждый день, слышим в храме такие слова: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…» Мы можем спросить, а кто собственно видел воскресение Христа? Его никто не видел! Ни апостолы, ни жены мироносицы, ни тем более мы с вами, живущие двадцать веков спустя.

Может, это просто церковная риторика? То есть, вернее было бы сказать не «видевше», а «веровавше»? В свое время тысячу лет назад на этот вопрос отвечал преподобный Симеон Новый Богослов, один из великих отцов Церкви, который говорил, что мы произносим эти слова именно потому, что мы ВИДЕЛИ воскресение Христа в своем собственном религиозном внутреннем опыте. Мы не просто знаем о воскресении Христа как о неком факте истории, который мы вычитали в книжке, или в котором нас убедил какой-то человек. Мы своим внутренним духовным взором созерцаем это событие! И очень многие люди, приходящие в храм на Пасху, могут это подтвердить. Возможно, они не умеют это правильно выразить словами, и если их спросить: «как это произошло?», «уверены ли вы?», они будут поставлены в тупик. Но, приходя в храм на пасхальное богослужение, сердцем они ощущают, что это так. И именно поэтому они в храме отвечают на приветствие священника «Христос воскрес!» словами «Воистину воскрес!». Невозможно с такой убежденностью отвечать, если это не свидетельство личного, внутреннего опыта.

Воскресение – это один из тех догматов, который противоречит физической очевидности. Очевидностью является смерть. Очевидностью является тление, разложение и уничтожение тела после смерти человека. Нет никаких физических законов, в соответствии с которыми тело могло сначала умереть, а потом снова ожить. Но есть и другая очевидность. Это очевидность внутренней убежденности человека в том, что он бессмертен. Это извечная тяга человека к бессмертию, сознание того, что смерть противоестественна, что смертью не кончается человеческая жизнь. Это та очевидность, которая в религиозном сознании сначала превращается в веру, а потом в уверенность и в том, что Христос Воскрес, и в том, что мы все воскреснем.

Митрополит Волоколамский Иларион

Журнал Нескучный Сад

 
 
 

Назад к списку