Статьи - МОЛИТВА

ПСАЛОМ 90: ПОЧЕМУ ОН ЧИТАЕТСЯ ВО ВСЯКОЙ ОПАСНОСТИ?

90-й псалом из книги Псалтырь известен по первым словам «Живы́й в помощи Вышня́го». Зачастую используется как молитва в опасной ситуации.

Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина. Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах. 

Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.

Надписание и авторство псалма

Этот псалом был написан пророком Давидом. В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида». Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

Содержание псалма

Главная тема псалма - Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Псалом дан в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Вера и надежда на Бога с молитвой и жизнью по заповедям имеют непреодолимую силу.

В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. Псалом можно условно разделить на три части (Пс. 90:1-2, Пс. 90:3-13, Пс. 90:14-16). Главная композиционная особенность – это диалог - быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства.

Здесь или пророк Давид выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (Пс. 90:1-2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (Пс. 90:3-8, Пс. 90:13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (Пс. 90:2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (Пс. 90:16).

Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.

Одни богословы видят в этом Псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем Давидом совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который может быть отнесен как к самому Давиду, так и любому другому праведнику.

Другие же толкователи этого Псалма усматривают в нём указание на пророчество царя Давида о благочестивом царе Иудейском Езекии и к обстоятельствам его времени (о том, как Езекия, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство). Кто знаком с историей иудейского царя Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений этой истории.

СПРАВКА

Езеки́я (ок. 752 до н. э - 697 до н.э.)— царь Иудеи, из династии дома Давида. Сын иудейского царя Ахаза. Воспитывался под влиянием пророка Исайи. Воцарился на трон в 727 до н.э. в возрасте 25 лет и правил Иудеей на протяжении 29 лет.

Во время правления Езекия было полностью истреблено идолопоклонство, в которое впал народ Иудейский в царствование Ахаза. Был уничтожен даже медный змей Моисея, находившийся в то время в Иерусалиме и сделавшийся предметом суеверного поклонения (4 Цар 18:3—5). В Иерусалимском Храме было восстановлено служение единому Богу и традиционные обряды храмового богослужения. В этот период в Иудее стал ощутим подъем национального сознания. В этих реформах Библия видит благочестие царя.

В первые годы правления Езекия Иудея ещё находилась в вассальной зависимости от Ассирии (4 Цар. 18:14) и продолжала платить дань Ассирии по договору, заключенному в царствование Ахаза. Но Езекия не желал признавать над собою власть Ассирии, стремился объединить всех иудеев и достичь политической независимости. Он тщательно готовил восстание, укрепляя внутреннюю обороноспособность страны и заключая антиассирийские союзы.

На 14-й год правления, несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия отказался платить дань, вследствие чего, ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею, где, согласно ассирийским анналам, он захватил 46 укрепленных городов и бессчетное количество селений. Из Иудеи было уведено более 200 тыс. пленников, захваченные иудейские города были отданы под власть филистимских царей, а Иерусалим был осажден. Это событие подробно описано в 4-й Книге Царств (4 Цар. 19) и в книге пророка Исайи (Ис. 36:1-22). Согласно библейскому повествованию, Исайя призывал царя и народ не сдаваться и предвещал спасение Иерусалима и поражение ассирийцев. Предсказание сбылось: грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить осаждавшие Иерусалим войска неизвестной эпидемией: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые». (4 Цар. 19:35). Вслед за этим ассирийский царь Сеннахерим, сняв осаду, бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха.

Вскоре после своего чудесного избавления от Ассирии, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис. 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением. Рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни описывается в 20-й главе 4-й Книге Царств: «возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень которая прошла по ступеням Ахазовым. Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел» (4 Цар 20:7-11).

Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р.Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2 Пар. 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей Иудейских. Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1 Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2 Пар 32:23-30).

Толкование псалма

Проанализируем псалом с Божьей помощью.

Стихи 1 и 2. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».

«Живый в помощи Вышняго» - живущий под покровом (помощью) Всевышнего Бога. Верующий человек и есть «живущий под кровом Всевышнего».

«В крове Бога Небеснаго водворится» - в жилище (буквально, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится). Т.е. человеку, надеющемуся на Бога, обещается помощь от «Вышняго Бога».

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего («в крове Бога Небесного») в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него».

Здесь выражается, с одной стороны - полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой - полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою.

То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и надежда на Него.

Стихи 3 и 4. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его».

Здесь псалмопевец, обращая речь к праведнику, говорит, что Господь Бог избавит его от сетей врагов («от сети ловчи») и от всякого враждебного слова, от всякой клеветы и заговора против его («от словесе мятежна»). Он прикроет его, будет охранять как бы плечами своими («плещма Своима осенит тя»), подобно тому, как воины, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, и он будет иметь надежду, что под покровительством Бога будет в безопасности («и под криле его надеешися»). Здесь подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. «Оружием обыдет» – значит «щитом оградит».

Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: «всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием». Под «истиною Божией» нужно разуметь верность Бога Своим обетованиям: Он (Бог) обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Стихи 5 и 6. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго».

«От страха нощнаго» означает скрытную опасность. Различные страхи часто приходят ночью по причине окружающей тьмы (бесы, убийцы, воры), но ты молись и ничего не бойся.

«Стрела, летящая во дни» – образ имеет символический смысл. Стрела здесь – выражает какую-либо опасность, болезнь, злую силу. По другим толкованиям, «стрелою, летящею днем» называют явный злой умысел (в противоположность скрытой опасности).

«Вещь, во тме преходящия» есть блуд, прелюбодейство, демоны страсти, невоздержания, гнусных и плотских помыслов, т.к. все таковые демоны воюют против людей.

«От сряща» здесь можно перевести как «от нападения». «Срящ» с церковнославянского языка - неприятная неожиданная встреча, внезапная беда, несчастье или бедствие, нападение, недуг, зараза.

«Бес полуденный» – по толкованию св. Афанасия Великого, это символ лености и беспечности. Демон лености располагает людей лежать в беспечности, особенно в полуденное время, когда чрево насытится и обременится яствами (так демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею). Другие толкователи, под именем «беса полуденного» разумеют злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода явный и открытый вред, болезни, например, моровую язву и заразу.

Псалмопевец, как бы представляя все подобные страхи, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: «охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всяких страхов («во тме преходящия»), от всякой опасности и случайности, («от сряща»), т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно, и от злого духа, нападающего в полдень».

Стихи 7 и 8. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши».

«От страны твоея» - значит «возле тебя», с одной стороны (слева).

«Одесную тебе» - справа.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. Цифры ­тысяча («тысяща») и десятки тысяч («тьма») символически означают необыкновенно бесчисленное количество нападающих на человека врагов, враждебных помыслов и желаний. Т.е. мысль данного стиха можно выразить так: «тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя («и тма одесную тебе»), но тебя не коснется («к тебе же не приближится». Или же так: «если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой - десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа («обаче (только) очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши»)». Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян.

Стих 9. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое».

Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя надежда и опора («яко ты, Господи, упование мое»)», и сказав так «одного Всевышнего избрал ты («положил еси») прибежищем твоим», говорит псалмопевец.

Стихи 10. «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Здесь псалмопевец Давид, отвечает уповающему на Бога: «ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».

«Раной» может быть и зло, и всякая болезнь.

«Телеси́» означает тело, плоть человека. Однако в данном случае, вместо слов: «телеси́ твоему», согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селение», «жилище»), - нужно читать: «жилищу твоему», как и исправлено это место в подстрочном примечании в современных изданиях Библии и Псалтири. Но и в другом значении, «жилище» души есть тело, т.е. «к телу твоему не приблизится болезнь за то, что ты сделал Бога прибежищем своим».

Таким образом, в этом стихе Давид продолжает речь о Божием покровительстве человеку, всецело Ему преданному, говоря так: «после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакая беда не достигнет жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему»)».

Иоанн Златоуст объясняет это место так, что если праведнику приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами.

Стихи 11-12. «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».

Далее псалмопевец указывает, что к верующим в Бога в помощь посылается Ангел: «Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и заповедает (прикажет) им («ангелам Своим заповесть о тебе»), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих («сохранити тя во всех путех твоих»). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень («да не когда преткнеши о камень ногу твою»), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн». Слово «нога», по изъяснению святителя Афанасия Великого, означает «душу», а слово «камень» - «грех».

Стихи 13. «на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».

По словам Великого Афанасия, под «львом, змием, аспидом и василиском» можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов. «Аспиды и василиски» вместе – различные образы нечистой силы - бесов, «лев и змий» – диавол. 

Но и в буквальном смысле под «аспидом и василиском, львом и змием» могут подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов. 

Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, не может быть опасным: «ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над Злом.

Стихи 14, 15 и 16. «Яко на Мя упова, и избавлю и (т.е. его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое».

Завершается псалом словами Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова»), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое»), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его («услышу его»). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби («с ним есмь в скорби»), избавлю его («изму его») от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю жизнь на земле («Долготою дний исполню его») и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».

«Долготою дний» Господь называет вечную жизнь.

Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение. А наше спасение, по толкованию св. Афанасия Великого, — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.

Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под «покров Всевышнего», который будет с любовью оберегать его от всяких зол.

 

90-й Псалом имеет великую силу. Как сильное оружие на демонов, он испытан многими поколениями христиан. Эта молитва - мощное ограждение от любого зла, от недобрых людей и от бесов. «Живый в помощи Вышняго...» издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Существует даже благочестивый обычай носить текст «Псалома 90» в кармане на груди или на поясе.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Подготовлено по материалам и статьям православных порталов Православие.ru, Азбука Веры, ПравЖизнь

 
 
 

Назад к списку