Статьи - ИНОСЛАВИЕ

В чем истинность пути ко спасению

Человек был изгнан из рая. За добровольное непослушание Богу и отдаление от Него. В наш мир страдания и смерти ради своего спасения. Так в чем оно? 

- В добровольном возвращении к Богу и жизни вечной.

Как? 

- Бог, Творец наш, воплотился в образ Свой – человека, вочеловечился в Иисусе Христе, Сыне Божием, взял нашу природу и пожил в ней вместе с нами на земле, призывая к покаянию и возвращению в Царство Божие. Он показал нам путь спасения словом и примером, дал искупление и прощение грехов наших, принял наши страдания и смерть. Он и воскрес из мертвых и победил нашу смерть, и вознесся на небо, и открыл закрытые для нас двери рая жизни вечной с Богом, полагая основание всеобщему воскресению и спасению всех людей.  

Так от чего ж нас еще нужно спасать?

- Спасать от греха.  

В чем же это спасение?

- "Спасение в прощении грехов их" (Лк. 1, 77). 

А после прощения грехов что мы получаем?

- "Дар Божий – жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6, 23).  

Таким образом, прощение грехов и жизнь вечная суть дары Божии?

- Да.  

Только вот то, что просто так подарено, редко ценится. Более того, понять, как надо поступать и поступать как надо – разные вещи. Зная нашу греховную природу, Господь установил Таинства, чтобы мы трудились для своего спасения. Крещение, Исповедь, Причащение... 

Так Господь дарует нам святые дары Божии - прощение грехов и жизнь вечную. Силою благодати Святаго Духа мы делаемся совершенно чистыми пред Богом и достойными Царства Божия. Это есть оправдание даром, по вере нашей и по благодати Божией. Это есть великая милость Божия и радость нашего спасения. Так возникает задача для целой жизни – сохранить в себе дар чистоты, или прощения грехов, и укрепить благодатный залог жизни вечной. Те способности, дарования и начатки добродетелей, в известной мере данные Богом человеку должны быть умножены трудами самого человека ради Царства Божия во всю полную меру его сил, как таланты серебра, данные хозяином его рабам для добывания прибыли (Мф. 25, 14-30).  

Только не надо превращать наши добродетели в заслугу, за которую мы получаем Царство Божие. Добродетели – не заслуга, ибо Царство Божие не за наши добродетели открыто и дано нам, а милостью Божиею. И прощение грехов наших дар Божий. Потому нам ради сохранения богоданной чистоты и жизни вечной нужно "до крови сражаться против греха" (Ев. 12, 4). Так смотрит Церковь Христова на дело нашего спасения и так его устраивает. Римско-католическая церковь понимает спасение, как заслугу каждого человека в отдельности, даже в такой степени, что можно своими заслугами не только покрыть свои грехи, но еще иметь и остаток их, который может пойти на пользу других.  

Отрицая эту крайность, протестанты впали в другую. Исповедуя, что все спасены заслугою одного Спасителя, они останавливаются на этом одном. Только веруй и знай, что ты спасен, и ты спасен уже. Получается, твои добрые дела, нравственное совершенство, молитвы, подвиги тебя не спасают. И отсутствие их, при наличии одной уверенности в своем спасении, не лишает тебя Царства Божия. Главные протестантские направления – лютеране и англикане-епископалы, – хотя и исповедуют такую же уверенность в спасении, но признают два-три таинства, кое-какие обряды и такие святыни, как крест. Крайние же секты, как баптисты и другие, отрицают спасительное или благодатное значение даже своих некоторых действий, как крещение и причащение. Даже приводят разные тексты Писания и доводы. Но, прикрываясь ими, как ширмою, стоят только на одном главном убеждении своем, что уверенный в своем спасении ни в чем больше не нуждается.  

Иметь полную уверенность в своем спасении только на основании одной своей веры в дары Божии прощения твоих грехов и жизни вечной, это все равно, что иметь только один, данный тебе Богом талант, и закопать его для сохранения в землю, чтобы в таком виде и вернуть его хозяину. Это больше похоже на самовнушение о своей спасенности.

По книге протопресвитера М. Польского
"В защиту Православной веры от сектантов".


Назад к списку