Копты: исповедники наших дней

Несмотря на то, что большинство населения Египта исповедует ислам, есть в этой стране интересный народ, исповедующий христианскую религию, потомки фараонов и коренного (неарабского) населения Древнего Египта – копты. Это настоящие хранители древнейшей культуры Египта, его главных древних основ – языка и веры. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков.

Коптский храм

Коптский храм

Ко́пты (от др.-греч. Αἰγύπτιος — египтянин) — неарабское коренное население Египта, прямые потомки древних египтян, составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.

Коптская православная церковь основана, по преданию, апостолом-евангелистом Марком в середине I века.

Слово «копт» происходит от арабского «кубт» — так арабы исказили греческое название Египта — Айгюптос, восходящее к древнему культовому наименованию города Мемфиса — «Ха-Ка-Птах».

Все первые пустынники — Антоний, Павел, Паисий, Пахомий и сотни других — были коптами. Антоний Великий даже не знал греческого языка, говорил только на коптском. Язык коптов сохранил элементы языка фараонов. В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменилось греческими буквами, а язык стали называть коптским. Сегодня эта речь звучит только на богослужениях. Народ древнейших благородных кровей говорит на наречии диких кочевых племён-завоевателей. За 13 столетий копты постепенно забыли родную речь, но, к счастью, её помнит церковь. Мурашки бегут по спине, когда медленно, по слогам читаешь «Отче наш» на языке, корни которого уходят во мглу тысячелетий.

Слово «копт» обозначает и этническую, и религиозную принадлежность. В 451 году произошло трагическое отпадение коптов от Православия: они не признали постановлений Халкидонского Собора. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы — Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской «Яковитской» Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа. Вследствие теологического конфликта копты были отлучены от семьи христианских Церквей. Для обозначения веры не принявших Халкидон возник термин «монофизитство» (от греч. «монос» — один, «фисис» — природа). В отказе признать во Христе наличие человеческой природы православные небезосновательно увидели угрозу надежде на спасение. Получается, если человеческой природы во Христе нет, то она осталась не исцелённой от греха.

Кроме богословских расхождений, были и внешние причины непонимания: и усиливавшееся давление Византийской империи, в состав которой входил Египет, и человеческий фактор. Попытки склонить коптов к согласию с решениями Собора привели лишь к большему сопротивлению. И если в первое время в Александрии была одна кафедра, на которой сменяли друг друга православные и монофизитствующие патриархи, то давление привело к окончательному расколу и образованию отдельной Коптской церкви.

Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.

Здесь служат на коптском языке времен эллинизма, который сильно отличается от разговорного. Чин литургии у коптов - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св.Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

В литургическом календаре выделяется семь великих праздников: Благовещение, Рождество Христово (7 января), Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение и Пятидесятница. Празднуется также большое число других праздников. Раздельно отмечаются Успение Богородицы (16 января) и Её взятие в Небесную славу (22 августа). Специфическим исключительно для коптского обряда праздником является День прибытия Святого семейства в Египет (19 мая). В коптском календаре 5 постов. Месяц, предшествующий Рождеству, особым образом посвящён Деве Марии. Богородице посвящается также 21 число каждого месяца.

Копты (вместе с частью сирийцев, армянами и эфиопами) входят в семью дохалкидонских церквей. Между ними и Православными Церквами с 1985 года ведётся официальный богословский диалог, который прояснил ряд недоразумений, ранее казавшихся неразрешимыми. И хотя догматическое и евхаристическое единство не достигнуто, Православие с уважением относится к Коптской церкви-исповеднице, восхищается её стойкостью перед многовековым исламским давлением и верностью заветам древнего монашества.

Коптскую церковь справедливо называют церковью мучеников. В 641 году в Египет вторглись арабы. И хотя копты встретили арабов как освободителей от имперского ига, очень вскоре стало понятно, что лучше не будет. Поначалу, пока ислам считался лишь религией арабов, завоеватели были лояльны. Но уже век спустя, при власти Аббасидов (749–1258 гг.), началась дискриминация коптов. Помимо налогов, им запретили принимать монашеский постриг; количество оставшихся монахов держалось под контролем, каждый из них должен был носить железную цепь на руке. Неповиновавшимся вырывали глаз или язык. Следующая мера обязала христиан принять ислам либо покинуть страну. Менялись династии правителей, оттепели сменялись новыми репрессиями. Многие копты гибли, исламизировались, спасались бегством. Если во времена завоевания коптов было девять миллионов, то к 1900 году численность их упала до 700 тысяч.

Ещё в VII веке власти Египта запретили христианам нательные кресты. С тех пор копты носят крест на внутренней стороне запястья правой руки: в детстве им делают татуировки с изображением креста. Некоторые наши соотечественники, не будучи в силах преодолеть «очарование» определённых субкультур, желают «наколоть» себе крест и в качестве оправдания своей затеи ссылаются на коптскую практику. Помнят ли они, что в своём окружении копты живут как исповедники, ежедневно рискуя поплатиться жизнью за свою «наколку»? В истории есть сотни примеров, как мусульмане из обычных соседей превращаются в разъярённую толпу, способную на любые зверства по отношению к «неверным». Свежие свидетельства — христианские погромы, потрясшие Египет в конце ноября 2009 года. Самый незначительный повод подстёгивает экстремистов к нападениям на коптские монастыри, к поджогу храмов и убийству христиан. «Политкорректная» египетская пресса об этом умалчивает.

Копты образуют крупнейшую на Ближнем Востоке христианскую общину. Однако к руководству страной христиане не допускаются: из 20 ти членов Кабинета министров Египта всего двое — копты. Составляя всего десять процентов от населения Египта, копты владеют третью национального богатства страны. Несмотря на преграды с получением образования, среди коптов много интеллигенции — врачей, учителей, инженеров. Эти профессии для населения Египта с его уровнем жизни — просто предел мечтаний. Немало коптов трудится в сфере высоких технологий. Копта легко встретить и в одной из бесконечных сувенирных лавок.

Есть и неприглядные стороны социальной жизни коптов. Наверное, многие слышали о «Городе мусорщиков» — районе Каира, куда свозится мусор со всего 18 миллионного мегаполиса. Его сбором и ручной сортировкой занимаются коптские христиане. Мусорщиков называют «заббалины». В Египте пищевыми отходами кормят свиней, поэтому мусульмане считают такую деятельность для себя нечистой. Крыши домов, улицы и помещения буквально завалены зловонными горами. Население квартала составляет более 40 тысяч человек, жизнь здесь идёт своим чередом: работают кафе, магазины, на мусорных кучах играют дети, рядом работают женщины... Журналистам здесь не рады.

Отношение властей и сложность жизни на родине привели к эмиграции более миллиона коптов. Самая крупная коптская община образовалось в США.

Говорят, человеку свойственно ценить лишь то, что он теряет. Когда каждый день есть шанс из-за веры расстаться с жизнью, вера и жизнь становятся одним целым. Без этой веры — и жизнь немыслима.

Все, кто бывал в Египте и общался с коптами, замечают: вера их — особенная. Они верят, как дети — и относятся к вере с последней, предельной серьёзностью. Архитектура их храмов, лики святых на их иконах отмечены печатью чистой евангельской простоты. Такая вера учит главному христианскому искусству — всегда радоваться, за всё благодарить.

Никита Рязанский

 
 
 

Назад к списку