Статьи - Богословие

КТО ТАКИЕ ГОГ И МАГОГ? ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ОНИ СТАЛИ СТОЛЬ ИЗВЕСТНЫ?

Что скрывается под таинственным выражением «Гог и Магог».

В библейских текстах упоминаемые слова встречаются в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).

А также несколько раз наименования Гог и Магог присутствуют в 38-й и 39-й главах книги пророка Иезикиля: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез. 38:2), «И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей» (Иез. 38:18). 

Надо отметить определенную сложность в истолковании эсхатологических текстов Священного Писания, то есть касающихся событий последних времен истории человеческой цивилизации. К тому же в святоотеческой литературе не так уж много примеров экзегезы Апокалипсиса, а крупные богословы XX века, от которых можно было ожидать толкования Апокалипсиса, часто обходили его вниманием. «Флоровский, Вл. Лосский, Мейендорф и другие – проявляли мало интереса к толкованию Апокалипсиса и к апокалиптическому богословию вообще» – замечает современный исследователь проф. Поль Вальер.

Тем не менее, все же можно говорить об устоявшемся церковном толковании вышеуказанных мест из Священного Писания.

Из слов пророка Иезекииля (Иез. 38:2) можно сделать вывод, что Гог – это предводитель, глава, вождь народов, желающих завоевать Иерусалим, а Магог – наименование его владений; возможно и толкование, согласно которому Гог – наименование народа, а Магог – название земли, где этот народ обитает.  Объясняя этот текст, некоторые толкователи пытались «опознать» враждебного царя и его народ, полагая, что это или скифы, или варвары: «Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские… самые воинственные многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дьявола от завладения всей вселенной», – пишет св. Андрей Кесарийский в своем известном толковании на Апокалипсис.

В святоотеческой литературе принято толковать названия Гог и Магог аллегорически, как безбожные народы, которые в последние времена восстанут против Церкви Христовой. Причем большинство авторов (Блаженный Августин, блаженнный Иероним, Экумений и др.) отказываются от идеи, что Гог и Магог – это исторические народы: «Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли, вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на основании сходства в буквах их имен,  или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью (народов)», – пишет, например, Блаженный Августин в сочинении «О граде Божьем». Но понимают под словами Гог и Магог вообще всех тех людей, которые к концу времен, движимые ненавистью к Христу и Его Церкви, начнут объединяться в некий враждебный народ (можно сказать, в некую антиЦерковь), стремящуюся к уничтожению христиан.

Средневековые экзегеты видели в наименованиях не просто совокупность антихристиан, но под Магогом подразумевали антихристиан, а под Гогом – вождя богоотступников – антихриста.

Подытоживая, можно сказать, что Гог и Магог – это человеческая масса, подчиненная антихристу, которая восстанет в конце времен против Господа и Его Церкви, но будет побеждена Спасителем нашим Иисусом Христом. 

Архимандрит Сильвестр (Стоичев)

Православная Жизнь