Статьи - Церковь и Общество

ВЫБОР ВСЕГДА ЗА САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ

Мы живем в так называемом информационном обществе. Современные СМИ и средства связи получили возможности, которые еще два десятилетия назад (в течение жизни одного поколения!) было невозможно себе представить. На человека ежедневно обрушивается настоящий шквал информации, причем чаще всего совершенно ненужной, избыточной. Влияет ли это на внутреннее состояние человека, на его духовную жизнь? Существуют ли «правила информационной безопасности»? Как не стать жертвой информационной войны? Были ли известны святым отцам те грехи, в которые мы впадаем сегодня, сидя у монитора? На эти и другие вопросы журнала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Владыка, пользуетесь ли Вы Интернетом, как часто и с какой целью?

— Да, пользуюсь. Просматриваю в основном новостные, аналитические сайты. В соцсетях не присутствую, и рад этому. Если в дальнейшем я буду говорить что-то обличающее об интернет-зависимости, это в первую очередь будет относиться ко мне самому. Я тоже замечаю, что порой увлекаюсь, и рука автоматически ищет планшет для того, чтобы залезть в Интернет. Но, слава Богу, Господь милует, и в последнее время я стал меньше им пользоваться. Отмечаю это с большим удовольствием.

В какой-то мере это естественный процесс: за некоторое время до этого я так же практически полностью перестал смотреть телевидение. Можно по пальцам пересчитать, сколько раз за последние несколько лет я смотрел какие-то новостные программы. Но дело еще и в том, что приходит понимание: Интернет и все, что в нем есть, — это пропаганда. Причем это может быть как профессиональная пропаганда, которой занимаются специальные центры, используя новейшие методики, так и изготовленная, что называется, на коленке, кустарным способом. Но все равно пропаганда остается пропагандой. События последнего года высветили это предельно ярко. «На войне как на войне», и если раньше тому, что публиковалось в СМИ, пытались придавать черты хоть какой-то объективности, отражения разных точек зрения, поиска истины, то сейчас технологии, которые используются в сетевых войнах, очевидны до неприличия. Думаю, что у многих людей это чувство есть, и оно поможет им более трезво относиться к Интернету.

— Сегодня люди в возрасте прикованы к телевизору, а те, кто помоложе, — к Сети, они буквально засыпают и просыпаются с гаджетами в руках. Жизнь в информационном обществе — оказывает ли она принципиальное влияние на внутреннюю, духовную жизнь человека? Может быть, даже стоит сказать: оставляет ли она возможности для внутренней жизни, для сосредоточенности?

— И да и нет. Все зависит о того, как человек относится к тому, чем он пользуется. Главное, по слову апостола Павла, чтобы ничто не обладало нами: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).

Действительно, если всерьез, всем сердцем переживать все то, что ты видишь и слышишь в «виртуальной» реальности, созданной СМИ и Сетью, то, конечно, не только от духовной, но и от обычной, настоящей, «внешней» жизни ничего не остается: человек просто теряет здравое отношение к действительности. Мы видим рядом с собой множество примеров того, как люди практически переселяются в тот «иной» мир, где находятся большую часть своего времени.

Но все же я должен подчеркнуть: нет ничего такого, что способно подействовать на душу человека извне с неотвратимой силой. Выбор всегда за самим человеком, все зависит от него. Он может активно пользоваться Интернетом и оставаться живым, чувствующим, думающим — нормальным. А может в виртуальном мире утонуть. Все зависит от того, какие ценности есть у человека, чем он живет, что является наполнением его жизни.

Мне кажется, нашему поколению проще противостоять этому натиску. Мы познакомились с тем же Интернетом, будучи уже взрослыми, сформировавшимися людьми. Но я, честно говоря, с опаской смотрю на молодежь, которая не расстается с компьютером с самого нежного возраста, — сначала игры, потом соцсети… Получится ли у них правильно выстроить свою реальную жизнь? Смогут ли они поставить жизнь виртуальную на подобающее ей место? Мои наблюдения за молодыми людьми, которые выросли в обнимку с гаджетами, не внушают мне большого оптимизма.

Хотя, повторю, все зависит от самого человека, а он способен преодолевать многие сложности в своей жизни. Если он получил правильное воспитание — семейное, церковное — и если у него есть навык внимательной внутренней жизни, ему будет гораздо легче.

— А вообще, труднее ли сегодня человеку услышать Бога, голос своей совести?

— Когда человек сам засыпает свою совесть, этот колодец, по выражению аввы Дорофея [1], песком суеты, беготни и развлечений, ему становится все труднее и труднее услышать этот голос. Тут неважно, какого рода этот «песок»: погружение ли это в Интернет или в обычные повседневные дела, которым человек отдает себя полностью. Сегодня люди живут в большинстве своем абсолютно рассеянной жизнью.

— Люди привыкли доверять СМИ. Но сегодня никто не несет ответственности за недостоверную информацию. Бывает, что к обеду приходит опровержение новости, которая была напечатана утром, взбудоражила всех, вызвала настоящую бурю в Сетях. Не говоря уже о лжи, о сознательных манипуляциях, о «позициях сторон» — это когда в разных изданиях можно прочесть противоположную трактовку одних и тех же событий. Как же быть читателю, потребителю информации? Можно ли развить в себе умение различать фальшивки? Или главное — просто не торопиться с оценками?

— Прежде всего, конечно, никогда не надо торопиться с оценками. Сегодня Интернет — настоящее поле боя, где разворачиваются информационные битвы, сопоставимые с великими сражениями древности. Не каждый отдает себе в этом отчет. Сразу верить тому, что написано, я бы поостерегся. Люди часто совершенно безответственно относятся к своим словам. Сегодня, к сожалению, это относится и к журналистам, которые обязаны проверять источники информации, а уж в личных блогах кто что хочет, то и говорит. Неважно, касается это жизни отдельных людей, их действительных или мнимых грехов или действий государственных органов и политических групп. Поэтому сразу же становиться на чью-то сторону или чем-то возмущаться я бы не советовал.

— В числе главных христианских добродетелей всегда были трезвение, хранение чувств. В чем они должны проявляться в наше время и как можно их в себе воспитать?

— И сегодня, как и тысячу лет назад, трезвение проявляется во внимательности к себе, а не к другим. В том числе в неспешности наших оценок — людей, которые нас окружают, событий, которые происходят. В воспитании в себе некоей эмоциональной и ментальной аскезы, если можно так выразиться.

Как этого достичь? Только долгим трудом. Добродетель трезвения, может быть, даже в большей степени, чем какая бы то ни было другая, воспитывается навыком, постоянным приучением себя к взвешенным, трезвым оценкам и, главное, памятованием о Боге.

— На нашу жизнь сегодня оказывают огромное влияние социальные Сети, где мы можем обмениваться информацией и мнениями с большим количеством людей. Но именно в соцсетях с невиданной скоростью распространяются паника, нервозность, агрессия. Бывает, что после такого общения состояние человека можно описать только словами известного революционного гимна: «Кипит наш разум возмущенный»… Вот это состояние «кипения», взбудораженности с точки зрения духовной жизни — оно греховно? Знакома ли была эта страсть святым отцам и какое название она имеет в православной аскетике?

— Думаю, что эта страсть — гнев, слепой, поспешный, который всегда присутствовал в жизни человека. Здесь можно вспомнить даже совет из ветхозаветной книги: Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7:9). И вот как раз противоположностью ему и средством, которое может победить такие состояния, является трезвение. Если у человека есть навык ко всему относиться трезво, он не будет поддаваться панике, нервозности. Вообще, конечно, даже безотносительно к ситуации, в которой мы находимся в связи с украинскими проблемами, такое общение в соцсетях — большое испытание для современного человека.

— Те злоба и агрессия, которые мы часто видим в комментариях и соцсетях — есть ли шанс, что они останутся только «на бумаге» (на мониторе)? Или они неизбежно выплескиваются вовне, в нашу жизнь?

— Все это именно выплескивается в обычную жизнь. Посмотрите на то, что происходит в мире! Ведь не секрет, что «майданы», «тахриры» и тому подобные вещи во многом провоцируются и организуются соцсетями. Но, даже не касаясь таких глобальных событий, сколько этого зла выплескивается в отношениях между людьми? Сколько людей ссорятся, ругаются, убивают друг друга и самих себя?

Вот это переползание из одного стресса в другой, из сильного — в еще более сильный расшатывает человеческую психику, душу, волю, и человек становится больным. Мы знаем о том огромном, совершенно безумном количестве суицидов, которые сегодня ежедневно совершаются во всем мире — и у нас, и за рубежом. Интересно, кто-нибудь анализировал, сколько из них вызвано этой истерикой в соцсетях? Наверное, никто не исследовал, но думаю, что очень большое количество самоубийств по-разному, но связано с Интернетом. По крайней мере, достаточно большое для того, чтобы начинать думать и говорить об этой проблеме.

Я думаю, что человечество найдет противоядие, выработает в себе иммунитет, научится пользоваться этими вещами, понимать их истинную цену. Но безумно жалко тех людей, особенно молодых, которые сломаются и будут просто индоктринированы всем тем безумием, которое есть сегодня в Интернете. К сожалению, гибнет и погибнет — и в духовном, и в душевном отношении, и в прямом смысле — еще очень много людей.

— Мало кто сомневается, что в последние месяцы мы живем в условиях информационной войны. И хотя «средствами массового поражения» выступают электронные СМИ, вред, который наносится людям, отнюдь не виртуальный. Раскол прошел не только между народами, но и между родителями и детьми, супругами, между людьми, которые еще вчера считали себя лучшими друзьями. Возможно ли будет уврачевать этот раскол, эту возникшую вражду? Как? Сколько времени на это понадобится?

— Это очень печальный и сложный вопрос. Действительно, произошел раскол, и мы видим массу свидетельств того, как родители, дети, кровные братья и сестры встали по разные стороны баррикад. Это трагичный результат информационной войны. Можно ли его преодолеть — не знаю. Мы ведь не знаем, чем вообще закончится то, что происходит сегодня [2]. Необходимо будет как-то расчистить эти информационные завалы. Мне трудно это себе представить. Но у Бога все возможно.

— Сегодня часто можно прочитать, в том числе в блогах православных христиан: «Мне стыдно за свою страну», «Мне стыдно за свою Церковь» и т. д. Имеет ли такой «стыд» отношение к христианству?

— Каждый из нас имеет право стыдиться только за самого себя. Всё! Ни за Церковь, ни за страну, ни за людей, будь они нам близки или далеки. Это не наша обязанность и не наше право. Нам надо стыдиться собственных дурных поступков, бороться с ними, делать все, чтобы вырвать их из своего сердца. Вот это христианское делание. А стыдиться чужих грехов — занятие бесполезное, душевредное и никому не нужное.

— Опишу очень распространенную ситуацию. Человек приходит с работы уставший и, для того чтобы отдохнуть, садится перед телевизором или «зависает» в Интернете. Но получается, что он не отдыхает физически, а устает еще больше и при этом чувствует еще и душевное опустошение, душевную усталость. Почему так происходит? Этому часто поддаются даже люди церковные, зная, что после общения в Интернете практически невозможно исполнить молитвенное правило…

— Слаб человек. Вы описали ситуацию, когда влечение или навык превращаются в страсть, а любая страсть захватывает и обессиливает человека. Например, если он пьет или курит, он все прекрасно знает и понимает, он расскажет вам, в чем вред и как бросать, — а сам при этом удержаться не может. Так и здесь. Но надо бороться, и бороться крепко. Не ждать, когда само собой не захочется лезть в Интернет, а останавливать себя.

Для того чтобы преодолеть любую страсть, нужна большая сила воли. Вот как человек на диете сидит? Хочется, а нельзя. Так и здесь: должна быть такая же диета, только информационная.

А верующему человеку, конечно, нужно устраивать свою жизнь таким образом, чтобы исполнение молитвенного правила и чтение Священного Писания всегда стояли на первом месте. Например, проснувшись, не бежать куда-то, не приступать к делам, а сначала молитву прочитать. И вечером тоже обязательно помолиться, не откладывая правило напоследок. Есть такой хороший совет: даже если человек ложится поздно — в полночь, в час ночи, нужно молиться пораньше, не дожидаясь, когда ты свалишься от усталости. Скажем, прочитать правило после ужина, в 8–9 часов вечера, а потом доделывать свои дела, оставив напоследок несколько последних молитв.

В любом случае, если человек выстроит свою жизнь так, что духовное будет у него на первом месте, ему будет гораздо легче бороться с какими-то пристрастиями, потому что Господь будет подавать ему Свою помощь.

— В наше время, особенно во время постов, священники подчеркивают, что очень важно ограничить себя в пользовании Интернетом, социальным Сетями. И все же вряд ли сегодня мы вообще сможем обойтись без Интернета — ведь надо же быть в курсе? Оттого, что я не зайду в Интернет и не узнаю о тех или иных горьких и печальных событиях, они не исчезнут сами собой. И при этом я не могу их не оценивать тем или иным образом. Происходящее часто вызывает скорбь, гнев, иногда раздражение, злобу, уныние. Как с этим справиться?

— Я тоже всегда призываю к этому — во время поста нужно ограничивать себя в получении информации. Лично мне помогает такая мысль: если случится что-то чрезвычайное, я об этом в любом случае узнаю. А вот все эти мелочи — кто там в очередной раз с кем встретился, кто кому позвонил и что сказал — ну не узнаю я этого, и слава Богу. Это ничего не изменит.

Поэтому особенно постом надо стараться воздерживаться от пребывания в Интернете так же, как от развлечений, телевидения, фильмов и других подобных вещей. Если есть свободное время, лучше посвятить его Богу, помолиться, почитать кафизму. Даже какой-то христианский фильм посмотреть или хорошую книгу прочитать гораздо лучше и душеполезнее. И не придется потом искать способов, как справиться с гневом, раздражением, злобой или унынием.

— И в завершение беседы, Владыка, — Ваш совет. Есть ли какие-то основные «правила духовной безопасности» в информационном пространстве?

— Один умный человек сказал однажды: в сегодняшнем информационном мире выживет и сохранится тот, кто сможет оградить себя от ненужной информации. Я с этим согласен.

------------------------ 

[1] «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26)» (Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение третье. О совести).

[2] Беседа была записана в августе 2014 г.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Беседовала Наталья Горенок