Статьи - История

Дело митрополита Лавра

В день Торжества Православия, 16 марта 2008 года, первоиерарх Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр не пришел на литургию в храм. Братия Свято-Троицкого монастыря города Джорданвилля (где находится резиденция первоиерарха) не на шутку взволновалась: последние дни владыка недомогал. Когда после богослужения монахи вошли к митрополиту, то увидели его покойно лежащим в кровати и уже отошедшим в мир иной.

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр

Скромный монах 

Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в словакском городе Ладомирово, в так называемой Пряшевской Руси. Она представляла собой западную окраину прежней Угорской Руси, входившей до Великой войны в пределы Австро-Венгерской империи. По национальности — карпаторосс.

11-летним мальчиком он поселился при монастыре преподобного Иова Почаевского в Ладомирове, основанного иноками Почаевской лавры, а через пять лет стал послушником. Позже он эвакуировался вместе с братией в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.

Джорданвилль

Джорданвилль

Здесь Василий и принял постриг с именем Лавр, после его рукоположили в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. И он ступень за ступенью достигал вершины: игумен, архимандрит, епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии и секретарь Архиерейского Синода, настоятель Свято-Троицкого монастыря, управляющий Троицко-Сиракузской епархией, правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии, архиепископ, заместитель первоиерарха РПЦЗ. И, наконец, на Соборе в октябре 2001 года Лавр был избран первоиерархом Русской православной церкви заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. 

Однако, несмотря на регалии и высокий сан, владыка Лавр в памяти знавших его людей навсегда остался скромным монахом в простеньком подряснике. 

«Первые годы в монастыре я копал могилы, бывало, владыка заходил на кладбище, посочувствует, вспоминал, как сам копал, затем засунув за пояс подрясник, брал лом и полчаса помогал долбить замерзшую землю, - вспоминает о. Вениамин (Гомартели). - Когда в октябре собирали картошку, то владыка тоже присоединялся к нам и по полдня работал в поле. Старая закалка. Простой он монах и сердечный. И не мое это только мнение, когда был с ним на Афоне, то заметил, что все, знающие его, также на это смотрели». 

Уважали и любили своего пастыря иноки Свято-Троицкого монастыря не только за кротость и простоту, но и за истинную любовь к Богу и людям. Он мог ночью колоть лед на ступеньках братского корпуса, чтобы старики утром по дороге в собор не поскользнулись. 

Монах Вениамин в своем интернет-дневнике еще при жизни митрополита Лавра писал: «Ежедневно Владыка бывает с братией монастыря на полунощнице и Божественной литургии. Учитывая далеко не богатырское здоровье Владыки, и десятой доли этих нагрузок, кажется, хватило бы для него. Но он не жалуется. Тихо и смиренно исполняет свои послушания и терпеливо переносит все скорби». 

И при этом... всю жизнь он не огражден от посетителей несколькими «кордонами обороны», начиная с неприступного вахтера и кончая секретарем. 

В кабинет к нему входили в любое время. Его останавливали по пути из храма для обсуждения серьезной проблемы, и он не ссылался на занятость. Доступность и неприхотливость митрополита удивляли всех. 

Он сам открывал себе двери, надевал рясу, на компьютере проверял месяцеслов очередного церковного календаря и т.п. Ему не готовили специальных изысканных блюд, он питался вместе с монастырской братией той же пищей. 

Несмотря на скромность и простоту, владыке удавались великие дела. Именно митрополит Лавр сыграл важнейшую роль в деле объединения Русской православной церкви. Благодаря его мудрой позиции было положено начало переговорам о единстве Русской Церкви. 

Как известно, РПЦЗ к началу XXI века являлась сравнительно ослабленной структурой, которая потеряла многих верующих, из-за чего пришлось закрывать не только отдельные приходы, но и целые епархии. Новые поколения эмигрантов, как правило, адаптировались к жизни на Западе и не проявляли интереса к церкви, не делающей никаких канонических послаблений своей пастве. В России же, наоборот, народ потянулся в храм. Благоприятным фактором, привлекшим внимание иерархов РПЦЗ, стало подчеркнутое благочестие российских чиновников и активное строительство церквей (на Западе же количество действующих храмов различных конфессий существенно сократилось). 

В этой ситуации владыка Лавр и большинство других «зарубежных» архиереев решились на объединение с РПЦ на условиях внутреннего самоуправления своей церкви, считая, что это спасет РПЦЗ от неизбежного угасания. 

В то же время была еще одна важная причина: православному человеку мучительно трудно воспринимать себя «раскольником», жить вне общения с вселенским православием, которого до последнего времени «зарубежная» церковь была лишена. Владыка Лавр всегда мечтал о возможности ощущать себя частью вселенского православия, равно как и другие «зарубежные» клирики. 

Его предшественник митрополит Виталий являлся категорическим противником любых контактов с московскими иерархами. Но после его ухода владыка Лавр, занявший место первоиерарха, сразу же развернул активную деятельность в направлении объединения церквей. 

В 2004 году он прилетел в Москву, где произошла первая за всю историю раскола встреча двух первоиерархов. В результате были созданы согласительные комиссии, и двум сторонам удалось сблизить позиции по принципиальным вопросам, а также отказаться от взаимных имущественных претензий. 

Через три года состоялась другая историческая встреча. 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя в Москве первоиерарх РПЦЗ и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подписали Акт о каноническом общении, документ, положивший конец разделению Русской церкви. Зарубежная церковь стала неотъемлемой частью РПЦ, потеряв каноническую самостоятельность. При этом она сохранила независимость от Москвы в своей общественной, административной, хозяйственной и имущественной деятельности… 

Путь митрополита в Москву – множество перелетов и переездов - был длинным, тяжелым. 

Всех тогда поразило, что 79-летний владыка Лавр сразу из аэропорта поехал на всенощную. А на вопрос корреспондентов - тяжело ли он перенес 10 часовой перелет, митрополит бодро ответил: «Для молодого человека, как я, - ничего»… 

Акт о каноническом общении поддержало подавляющее большинство православных. Тем не менее, далеко не все за рубежом согласились с таким шагом. Ряд клириков и мирян объявили о своем выходе из РПЦЗ. Так, в числе новых раскольников оказались Украина, Молдавия и Белоруссия. Глава этих епархий епископ Таврический и Одесский Агафангел отказался подчиняться любым распоряжениям Московской патриархии. 

При этом аналитики признают, если бы не громадный авторитет митрополита Лавра, то раскол был бы еще значительнее.

За три недели до смерти глава РПЦЗ выступил с пространной речью на Всемирном русском народном соборе в Москве, организованном митрополитом Кириллом, в которой уделил особое внимание необходимости противодействия ассимиляции — «одной из основных проблем молодёжи, так как она грозит отдалением от Церкви»; критикуя американское общество, сказал в частности: «В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом.»

Скончался в Джорданвилле 16 марта 2008 года, в первую Неделю Великого поста, в день Торжества Православия. Ему было 80 лет.

Митрополит Лавр был погребён в усыпальнице собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк при многочисленном собрании верующих; отпевание возглавил постоянный член Священного Синода Московского Патриархата митрополит Ювеналий (Поярков).

Могила митрополита Лавра

 
 
 

Назад к списку