Рождество Милосердного

“…Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак. 2:18)

Праздник Рождества Христова – это чудо, надежда, невыразимая радость. Но прежде всего акт милосердия. Ибо Бог стал Человеком из милосердия к людям.

Об этом свидетельствует и одно предание о святом Иоанне, патриархе Александрийском, жившем в 7 веке. Когда ему было всего 15 лет, он видел странный сон. Ему явилась излучающая свет дева и сказала: “Я старшая дочь великого Царя. Если будешь мне служить, я вымолю у Него для тебя великую благодать, ибо нет никого сильнее меня. Самого Бога я свела с небес и облекла Его в человеческую плоть”. Внутренний голос подсказал мальчику, что эта прекрасная дева – образ милосердия. Этот сон и это вдохновение свыше окрасили всю его жизнь так, что в истории христианства он остался под именем Милостивого.

Вскоре после того как он стал патриархом Александрии, святой Иоанн Милостивый позвал служителей церковных и велел им обойти весь город, подсчитать и записать поименно всех бедных людей в нем. В списки были внесены 7 тысяч человек и с этого дня они стали получать от патриарха каждодневное питание. Нашлись и практично настроенные люди, которые критиковали патриарха за его щедрость и опасались, что так церковные деньги закончатся очень быстро. Вот что отвечал он на это: “Если вы считаете, что нашего имущества не хватит на такое количество милостыни, я не хочу быть участником вашего маловерия, так как убежден, что даже если бедные со всего мира стекутся к нам в Александрию за помощью, то Бог и тогда не допустит исчерпания церковного имущества”. И патриарх не только сам отказался от полагающихся ему материальных благ, но и подвигал других на щедрость…

Сегодня, более чем через тысячу лет со времени святого Иоанна Милостивого, рождественские дни изобилуют благотворительными инициативами и призывами к состраданию. Многие критикуют этот всплеск благотворительности на Рождество, указывая на его кампанийный характер и значительную дозу суеты. Но, может быть, вся эта благотворительная ейфория отражает некое скрытое ощущение вины, повсеместную попытку искупления нашей круглогодичной апатии. Может быть, это показывает отчаянное желание быть милосердным хотя бы на празднике Милосердия. Это словно последний шанс, шанс в последнюю минуту, прежде чем “наступит час”… Шанс сделать хоть что-нибудь для кого-нибудь, далекого от нас, анонимного; чьи дороги может быть никогда не пересекутся с нашими; чье страдание мы никогда не испытали на себе…

А разве и в образе Деда Мороза, который потихоньку проникает в дома и приносит радость, не требуя награды, не запечатлелся все тот же дух милосердия?! Вот он, добрый старик, слегка согнувшийся под тяжестью большого мешка с подарками, но всегда улыбающийся! Кто подарит что-нибудь ему самому? Никто. Разве что какой-нибудь мальчуган оставит ему у рождественской елки стакан теплого молока или воды для его оленей, чтобы у них были силы на полуночные путешествия вокруг планеты. Не случайно прообразом доброго старца считается святой Николай Чудотворец и один конкретный случай из его жизни, когда он помог семье, попавшей в серьезную беду. Чтобы не голодать, дочери чуть не начали продавать свое тело; так решил их отчаянный, разоренный отец. Вместо того чтобы судить и увещевать, святой решил действовать и спасти девушек от этой мрачной участи. Он пробирался ночью к их дому и тайно подбрасывал в окно кошельки с золотом. Тайно, в темноте, остерегаясь, чтобы кто-нибудь не услышал его шаги и не увидел лица благодетеля…

Есть скептики, которые тщательно анатомируют мотивы благотворителей, особенно мотивы христиан. Христианин, говорят они, приступает к делам милосердия в ожидании награды, надеясь на место в Царствии Божием, а неверующий дает и помогает просто ради самого человека. Ведь такая награда обещана верующим и в самом Писании. “Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его” (Притч.19:17). Но разве и верующий, и неверующий не знают прекрасно, что акт милосердия обычно спонтанен, что он не подлежит рациональным объяснениям? Единственная разница между неверующим и верующим благодетелем в том, что последний знает, откуда идет этот голос милосердия в его душе – это голос Бога.

Действительно (и большинство из нас знают это из собственного опыта), сделать доброе дело – это каждый раз и потенциальное испытание: удержишься ли при этом от самообольщения, что можешь спастись и сам, без Божьей благодати? Бог, однако, видит, когда “милосердие” порождает гордость, да и святые часто обличали корыстные мотивы благодеяния. Еще одна история из жизни святого Иоанна Милостивого доказывает это. Как-то город стал страдать от перенаселенности и в Александрии наступил тяжкий голод. Святой Иоанн собирал средства у богатых, чтобы прокормить бедных. Как-то некий человек, состоящий во втором браке, который из-за этого не мог сподобиться священного сана, написал патриарху следующее: “Имею много пшеницы, которую через твои руки хочу передать Христу, а кроме того обещаю сто пятдесят литров золота, но только сделай меня дьяконом”. Святой призвал богача покаяться в этом грешном желании и уверил его, что с помощью Божьей народ будет накормлен и уцелеет и без его золота и пшеницы. Почему эта история напоминает мне дискуссии уходящего года в связи с “почетным титулом”, который некоторые наши бизнесмены получили от высших болгарских иерархов?!… Но это другая тема…

В одном, однако, мы можем быть уверены: святой Иоанн Милостивый и многие другие святые Христовой Церкви знали, че помощь нуждающимся – это естественная часть жизни Церкви. Та ее часть, которая являет живую веру на деле. Если было время в христианской истории, когда иконы были Евангелием для неграмотных, то сегодня благотворительное служение, социальная деятельность Церкви – самое доступное богословие для скептиков, для всех тех, кто хочет прежде всего увидеть плоды веры и лишь тогда обратиться к ее истокам. А также и для самих нуждающихся, о чем напоминает нам святой апостол Иаков: “Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?” (Иак. 2:15-16).

Сегодня мы знаем об отдельных священниках и монахах и их социальных починах. Мы видели, как они смогли увлечь и других за собой, среди них и массу молодых людей. В своем смирении эти духовники не хотят, чтобы люди говорили об их делах, не желают, чтобы афишировалось сделанное ими. Но мы, со своей стороны, должны говорить о них. Чтобы знало общество, что отец Иван из Нови-Хана не одинок. К счастью, есть и другие, подобные ему, в нашей Церкви. И может быть так почины отдельных людей станут делом всей Церкви. Примеры тому можно увидеть в других Православных Церквах. Месяц после интронизации румынского патриарха Даниила в одном интервью его многолетний викарий архимандрит Варлаам Мертикариу сказал: “В последние годы митрополит Даниил работал особенно усиленно для развития социальной деятельности Церкви: он был инициатором того, чтобы почти в каждом городе его епархии было бесплатное питание для бедствующих, бедных многодетных семей. Эти его деля сделали его наиболее известным и популярным духовником среди румынских верующих. Именно из-за этого он и был избран…”

Рождество – это время вознести благодарственную молитву за милосердие Бога, которое стоит в основе Воплощения (Лк. 1:78-79). Ибо мы знаем, что Его Сердце бьется за нас, окаянных, пребывавающих прежде наступления часа Рождества “во тьме и сени смертной”; бьется с каждым нашим вдохом, в каждую секунду нашей жизни…

Сандра КЕРЕЛЕЗОВА

Источник: Православие.bg


Назад к списку