ХРИСТИАНИН В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ

О принципах безопасности при взаимодействии с  информационными потоками (новостями). Как ориентироваться в потоке информации, как отличать правду от полуправды и лжи, кому доверять? 

Мы живем в эпоху информации. Каждый день нас накрывают ее волны. И мы реагируем на эти волны по-разному. Кто-то из нас привыкает сидеть в Интернете, не выключать телевизор, поглощать все произносимое, не напрягая при этом мозгов и не рефлексируя над собственным сознанием. Кто-то старается ориентироваться в этом потоке, определяет и дозирует свои потребности в информации. Кто-то считает, что должен знать о происходящем в стране и мире достаточно для того, чтобы определить свою гражданскую позицию. А кто-то не хочет знать ничего, кроме того, что касается его самого непосредственно.

Разумеется, каждый имеет право как на свой курс в информационном океане, так и на отказ вообще выходить в этот океан. Но информация ведь не просто обрушивается на нас, она внедряется в наше сознание, она реально изменяет нас, она вполне может управлять нами. И наша эпоха — это еще и эпоха профессиональных манипуляций людьми посредством информации. Эта отрасль знания достигла уже невероятно высокого уровня и продолжает расти ввысь и вширь. Манипуляторы используют все реальные потребности человека, здоровые и нездоровые, начиная от стремления к справедливости и кончая обычным праздным любопытством. Грамотно применяемые информационные технологии позволяют переворачивать и разрушать государства, провоцировать войны, подрывать и совершенно размывать общественную нравственность, развращать поколение за поколением. Не будет преувеличением сказать, что информация сегодня становится одним из главных орудий преисподней.

Истинный христианин, который в своей жизни руководствуется Евангелием и той христианской нравственностью, которая выработана святыми отцами Церкви, не должен быть подвержен настроениям толпы, не должен питаться тем, чем ее в данный момент кормят.

Мы не должны быть подвержены деморализующим воздействиям, и добросовестной (т.е. моральной) жертвой провокации нам тоже нельзя оказаться. Изолировать себя от информационных воздействий мы в большинстве случаев все-таки не можем, поэтому необходимо выработать технику безопасности, правила самозащиты. О них мы и побеседуем.

Доказательством того, что тема актуальна, являются те несчастные, которые «бродят» в виртуальном мире соцсетей и пытаются комментировать проходящую мимо жизнь, нередко демонстрируя полный букет признаков лёгких и не очень легких психических расстройств, полнейшее невежество, агрессию и невоспитанность.

Господь говорит нам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22). Святые отцы, толкователи Евангелия под оком понимают человеческий ум, который является светильником для нашей души. От того, насколько наш ум чист или, наоборот, поврежден, зависит наше духовное состояние. А ум получает повреждение в том числе и через вредную информацию. Человек пропускает через себя все, что он увидел или услышал, каждая деталь откладывается где-то в глубоких тайниках его памяти и влияет на его личность. Даже то, что мы вроде бы благополучно забыли, может вдруг всплыть в виде помыслов.

Преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал весь Новый Завет. Он говорил, что наш ум должен как бы «плавать» в Священном Писании, и только тогда мы сможем им руководствоваться. А в чем «плавает» наш ум сегодня?

Средства массовой информации — это оружие. Их широко использовали и Гитлер, и большевики. Это оружие используют и сегодня коммерческие организации, политические силы, секты. Все они прекрасно знают: если человеку каждый день говорить, что белое — это черное, а черное — это белое, то рано или поздно он усомнится в очевидном, дрогнет и, может быть, даже поступится своими принципами. Мы все в той или иной степени зависим от чужого мнения. И если человек с устоявшимися убеждениями, чья личность уже сформирована, может сопротивляться внешнему воздействию, то молодежь, например, совершенно не защищена от вредоносного потока информации.

Святые ведь неслучайно уходили от мира в затвор и брали на себя подвиг молчания, то есть информационной изоляции.

Понятно, что у многих с Интернетом связана работа и учеба, и совершенно отказаться от Интернета люди не могут. Не нужно отказываться от того, что необходимо по работе и по учебе. И от пищи в пост мы отказываемся не полностью: мы принимаем ее в умеренном количестве и следим, чтобы она не была скоромной. Информационный пост должен быть таким же.

Сегодня крайне мало средств массовой информации, которым можно до конца доверять, то есть рассчитывать на честность, добросовестность, искренность и профессионализм журналистов. Сложность в том, что чаще всего СМИ предлагают не открытую ложь, которую можно было бы вычислить логически или найти после прочтения нескольких источников, а полуправду.

Одна из серьезнейших проблем информационной эры — это катастрофически упавшее доверие к источникам информации. Информационное поле сегодня перенасыщено. Мы даже не захлебываемся в информационном потоке, а вязнем в информационном болоте. Каждую кочку, на которую мы собираемся наступить, нужно прощупывать, каждый факт — проверять на достоверность, каждое суждение мысленно «тестировать» на соответствие здравому смыслу. Это не так просто осуществить на практике.

Не нужно сбрасывать со счетов и то, что «информационный бум» создают в том числе и профессионалы. Скажем прямо — это профессионалы в области дезинформации.

Информационное поле сегодня забито продуктами PR-технологий. Прикасаясь к источнику информации, мы автоматически «открываем» свое сознание для влияния многих манипуляторов, которые пытаются «растянуть» его во все стороны. Травматичной информации очень много. Здесь можно вспомнить и информационные кампании против Церкви, и освещение политических процессов в Сирии и на Украине, и многое другое.

Тот, кто воспринимает информацию некритично, рискует получить психологическую травму.

Нужно помнить, что поставщики тенденциозных новостей постоянно апеллируют к нашим страстям...

Погружаясь в поток негативной информации, мы не только получаем искаженное представление о действительности, но и зачастую вовлекаемся в яростную борьбу, напрочь утрачивая такую христианскую добродетель, как трезвение. Может быть, идея наша сама по себе хороша, и борьба наша за справедливость правильная, вот только, отдавая свое сердце этой правильной идее, мы попадаем в плен к собственным страстям. А если человеком руководят страсти, то ни к чему хорошему это привести не может.

Нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев новостные порталы апеллируют именно к нашим страстям и через страсти управляют нашим сознанием. Человеком, который не привык контролировать свои желания и свою волю, кто склонен отпускать свои мысли на «вольное плавание», кто легко предается гневу, раздражению, зависти и не имеет опыта противостояния этим порокам, управлять довольно легко. Человеком, трезво относящимся к себе, свободным от гордости и самомнения, привыкшим отслеживать и с Божией помощью останавливать недолжные движения своей души, управлять значительно сложнее. Чтобы вовремя понять, что поток новостей тебя «тащит» куда-то не туда, нужно внимательно следить за своими помыслами.

Сегодня значительная часть авторских материалов готовится в жанрах аналитических обзоров и авторских колонок, где на первый план выходит мнение журналиста, а не факт. Колумнист может осознанно выдавать белое за черное; может и заблуждаться, невольно транслируя искаженное представление о действительности. Все это указывает на то, что доверять таким публикациям опасно. Главное — подходить к каждой публикации аналитически, а не воспринимать суждения автора как истину в последней инстанции.

Сомнения в достоверности вызывают материалы, автор которых предлагает минимум фактов и максимум оценок. Они могут пестрить оценочными прилагательными, вводными словами, например «конечно», «очевидно», «иначе и быть не может», «нам всем известно», или ярлыками («зверски», «преступно», «бесчестно», «бессовестно» и т. д.). Настороживают тексты, в которых отражено мнение только одной стороны конфликта. Сомнение в достоверности вызывает сокрытие источника информации: в этих случаях встречаются такие фразы, как «по сообщению нашего источника», «эксперты рекомендуют», «по закону полагается» или «ученые доказали». При этом журналист явно не имеет в виду кого-то конкретного под всеми этими словами.

Важно, чтобы новость подавалась в нейтральном ключе. Если брать авторские материалы, то тут степень доверия зависит от того, как автор излагает свою точку зрения: навязывает он её или просто делится своими размышлениями; допускает ли он возможность другой точки зрения, помнит ли о том, что мы все люди и можем ошибаться? Если в человеке чувствуется смирение, то ему можно доверять.

Кажется, что, учитывая эти критерии, можно усомниться в достоверности почти любого материала отечественных или зарубежных СМИ. Как же поступить: совсем перестать смотреть информационные телепрограммы, покупать газеты и просматривать сайты информагентств? Не думаю, что отказ от недостоверной информации приблизит нас к пониманию ситуации в мире. Думаю, стоит обращаться к разным СМИ, сравнивая выбор тем, способ подачи информации, точки зрения репортеров, источники, на которые ссылаются издания. Необходимо научиться читать между строк.

Правда, чтобы отличить зерна от плевел, необходима определенная эрудиция. Если человеку жаль времени и усилий, чтобы ее развить, средствам массовой информации будет очень легко ввести его в заблуждение.

Пример недостоверности интернет-новостей

Флеминг и Черчилль – красивая сказка

 

По интернету уже давно гуляет, появляясь время от времени в различных блогах, популярная красивая сказка о знаменитом изобретателе пенициллина Алексанре Флеминге и спасенном им Уинстоне Черчилле. Вот она:

«Случилось это в начале прошлого века в Шотландии…Один фермер, возвращаясь домой, услышал крики о помощи. Крики раздавались со стороны находившегося неподалеку болота. Фермер поспешил на голос и увидел мальчика, которого засасывала болотная жижа. Пытаясь выкарабкаться, ребенок барахтался и все больше погружался в трясину. Фермер быстро срубил толстую ветку и, осторожно приблизившись, протянул ее утопающему. Мальчик был спасен. Когда он полностью выбрался на сушу, то долгое время не мог унять слезы и дрожь.

– Пойдем ко мне, – предложил ему фермер. – Ты успокоишься, согреешься, а потом я провожу тебя домой.

Мальчик отрицательно помотал головой:

– Спасибо, но меня ждет отец. Он, наверное, очень волнуется.

Еще раз поблагодарив своего спасителя, мальчик убежал.

Наутро к дому фермера подъехала роскошная карета, из которой вышел богато одетый господин.

Фермер вышел на крыльцо, и джентльмен обратился к нему с вопросом:

– Это вы вчера спасли моего сына?

Услышав утвердительный ответ, он спросил:

– Сколько я вам должен?

– Сэр, не обижайте меня. Вы мне ничего не должны. Любой нормальный человек на моем месте поступил бы так же.

Посетитель продолжал настаивать:

– Мой сын мне очень дорог, я очень хочу вас отблагодарить. Прошу вас, назовите сумму.

Фермер повернулся, чтобы уйти, но тут из дома выбежал  мальчик.

– Это ваш сын? – спросил важный гость.

– Да, – ответил фермер.

– Давайте сделаем вот что: я заберу вашего сына с собой в Лондон и дам ему хорошее образование.

Это предложение фермер с благодарностью принял.

Прошло несколько лет. Сын фермера прилежно учился. После успешного окончания медицинского университета он занялся научной работой, вскоре его имя стало всемирно известно благодаря сделанному им открытию. Человек этот открыл пенициллин, а звали его Александр Флемминг.

Перед войной в одну из богатых клиник Лондона поступил молодой человек с тяжелейшей формой воспаления легких. Это был сын того самого джентльмена. Согласно преданию, его жизнь была спасена благодаря пенициллину, открытому Александром Флеммингом.

Джентльмена, давшего образование сыну фермера, звали Рондольф Черчилль. Это был отец Уинстона Черчилля, ставшего впоследствии премьер-министром Англии.

Однажды Уинстон Черчилль сказал: «Сделанное тобой, к тебе же и вернется.»»

На самом же деле, эта история от начала до конца была выдумана в 50-годы прошлого столетия американским  религиозным домом «Сила доброты». Ее несостоятельность доказывают факты из официально опубликованной биографии Александра  Флеминга.

Вот несколько элементарных фактов, доказывающих  несостоятельность этой истории.

1. Основная "ошибка" этой истории состоит в том, что Черчилль лечился от пневмонии не пенициллином, а лекарством фирмы M&B  - May and Baker Pharmaceuticals под названием сульфадиазин. Поскольку, природа его заболевания была не бактериальная, а вирусная, это лечение прошло успешно.

2. Александр Флеминг - а в той версии, которая гуляет по миру на англ., именно сын Флеминга спас сына лорда Рандольфа, был на 7 лет моложе Уинстона, т.е. Александру в момент спасения было всего 13 лет.

3. Не существует никаких исторических подтверждений или записей о том, что Черчилль тонул в это время в Шотландии или вообще в каком-либо другом месте.

4. Когда Черчиллю было 20 лет, он заканчивал Военную Академию в Sandhurst. В это время умер его отец, и ему пришлось оставить на год Англию, так что он никак не мог находится в Шотландии в это время.

5. Флеминг, хоть и был сыном фермера, но учился вдали от дома, в чем можно удостовериться, прочитав его биографию на сайте Нобелевских лауреатов.

6. У Флеминга не было богатого покровителя, и он был вынужден работать, чтобы заработать себе на учение о чем можно прочесть на том же сайте.

7. Промышленное производство пенициллина начинается только  в 1943 году и, вряд ли, во время болезни Черчилля пенициллин был доступен даже ему. Черчилль был болен в 1943 году в Тунисе, сообщения о его излечении пенициллином  были напечатаны в двух газетах  -  возможно, тут сыграл свою роль патриотизм, т.к. сульфадиазин был немецким препаратом, и, возможно, здесь и кроются истоки этой сказки.

При этом нужно по возможности избегать оценочных суждений, особенно по острым вопросам. Принципиальность в этом смысле, жестко занятая позиция в каком-либо лагере приводит к конфликтам в дискуссиях, ведь у каждого своя правда, как показывает опыт. С этим стоит считаться, особенно если дорожишь дружескими отношениями и собственным душевным равновесием.

***

Советы по информационной безопасности от руководителя информационно-технического отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Антона Глозмана:

1. Нужно понять, какие новостные темы, сайты, блоги, форумы приносят тебе наибольший духовный вред. Вот эти-то информационные ресурсы и нужно отсечь, вычеркнуть из своей жизни, не потому что они плохи сами по себе, а потому что их тематика опасна лично для нас.

2. Доверять мы можем только тем источникам информации, которые не наносят нам духовного вреда. 

3. Чтение между строк — это важный навык, который может помочь нам сохранить душевное равновесие. Читая тот или иной материал, попытайтесь не цепляться сердцем за текст как таковой, а рассуждать, принимая во внимание не только то, что автор сказал, но и для какой аудитории он это сказал, что он хотел сказать, чего он не хотел сказать, кому это выгодно, для чего это написано, сказано, сделано и т. д.

4. Следуйте древнеримскому правилу, которое гласит: выслушай и другую сторону («audiatur et altera pars»). Этих сторон в каждом конкретном случае может быть не одна, а больше. Нужно пытаться понять разные точки зрения, даже те, которые нам неприятны. Нельзя сбрасывать со счетов даже те материалы, которые нам могут показаться откровенно пропагандистскими, потому что если их читать в трезвом состоянии ума, то и они могут помочь понять противоположную точку зрения. В них тоже могут быть рациональные аргументы.

5. Всё, что пишут в СМИ, будь они «наши» или «не наши» — это в той или иной мере пропаганда. Ни один из источников информации не рассматривайте как «рупор правды», которому нужно доверять безоговорочно. К тому же, мнения и оценки постоянно меняются. Сегодня по телевизору нам говорят одно, а завтра — другое. И колебаться вместе с «официальной линией» той или иной партии или общественного движения — занятие, недостойное христианина.

6. Старайтесь не впадать и в противоположную крайность, которая заключается в том, чтобы всех подозревать во лжи и никому не доверять. Это тоже не по-христиански.

***

Советы от епископа Александрийского и Светловодскго Боголепа: «Поменьше смотрите и читайте новостей».

1. Не бойтесь отстать от жизни

Необходимо осознать и признаться себе, что вы - не аналитик генштаба, не биржевой маклер и не заинтересованный манипулятор новостей, - значит постоянное подключение к новостям вам объективно не нужно. Быть "всегда он-лайн" - лучший способ сжечь себе нервы полностью и быстро. Помните: вы — обыватель. От того, что вы узнаете новость на 24 часа позже, не изменится ровным счетом ничего. Плюс такого подхода очевиден: за 24 часа большинство вранья, "вбросов" и фейков, которые активно бьют по эмоциям уже будут опровергнуты и вы не будете тратить на них нервы. Отсюда две рекомендации: читать новости нужно как можно реже! Все новости (а лучше сказать чьи-то интерпретации) считать непроверенными до тех пор, пока не прошел как минимум 1-н день!

2. Memento Mori.

Вспомните события последних лет, вспомните волны паники, которые накатывались на вашу жизнь из интернет пространства. Сколько эмоций, переживаний, страха и в конце глухой тупик безысходности и непонимания. Если вы решили понять ту или иную ситуацию для себя, то во имя сохранения собственного рассудка нужно отрешиться от эмоционального подхода и перестать смотреть на новости через чувственную призму, которая свойственна болельщикам на футбольных матчах. Разные люди используют и рекомендуют разные подходы для того чтобы адекватно воспринимать важность той или иной информации. Универсальных приемов нет, могу поделиться практикой духовной жизни. Перед погружением в поток новостей, подумайте о том, что вы можете умереть. Со всеми деталями, слезами близких, подготовкой к похоронам и так далее. Причем умереть не в каком-то отдаленном будущем, а прямо сегодня, сейчас. Хорошо прокрутите в голове этот сценарий, потратьте на это минут 5, помолчите в тишине, думая об этом. Скорее всего, отрезвляющая память о смерти, потребует от вас подумать о Боге, позвонить родителям, сходить в храм, вспомнить о ближних, сделать зарядку — это ХОРОШО И ЭТО ЖИЗНЬ. Такая "перезагрузка" очень полезна для мозга, так как приводит линейку ценностей в более-менее нормальный вид. После этого, если вы все-таки захотите читать новости, их эмоциональное воздействие будет сильно снижено, а взгляд на них — значительно более трезвым. Читая новости "лежа в гробу", трудно найти что-то, что по-настоящему заденет или запудрит мозги.

3. Доверяйте первоисточникам, учитесь находить правду.

Неоднократно обращал внимание на прогрессирующий вирус самомнения, который паразитирует в сознании современного человека. Прочитав или услышав «желтопресную» информацию, гордый, но в этом случае до боли доверчивый человек не проверяет её, а принимает как некую истину и с пеной у рта отстаивает свою единственно правильную позицию. Какой результат? Эмоций и нервов потрачено много, а толку мало, и главное - человек сам себя одурачил, его даже уговаривать не нужно, он сам шагает в пропасть. Если вы серьезно относитесь к своим попыткам разобраться в ситуации и вникнуть в суть проблемы поймите, что для этого нельзя просто набрать фразу в поисковой строке, для этого должен быть создан фундамент из настоящих знаний. Не пользуйтесь суррогатом, нужно отучить себя читать новости/аналитику «просто так». Читать нужно, игнорируя эмоции, обращая внимание только на факты, причем после прочтения нужно эти факты обязательно проверить, желательно из первоисточников. Никаких эмоций, никаких интерпретаций. За счет такого подхода, вы сами сможете составить оценку происходящих событий, которая не будет зависеть от умения авторов разных интернет блогов работать с вашими эмоциями, страхами или хотелками.

Прошу вас не забывать о характере человеческой природы – разные люди ставшие очевидцами одного и того же события, по-разному его воспринимают, оценивают, интерпретируют и транслируют. Помните об этом, когда читаете тех, кто на основании «нахождения прямо в эпицентре событий», заявляет о своем эксклюзивном понимании того, что там происходит. Нужно понимать, что мнение безграмотного блогера, не реализовавшего себя в жизни, скорее всего не отражает полноту и объективность оценок  в тех сферах, к которым он совершенно не причастен, но по наивности берется освящать. Любую ситуацию нужно анализировать комплексно, а не на уровне сплетен, догадок или слухов.

Часто сталкиваешься с феноменом «диванных экспертов», переносящих свои личные проблемы, свой опыт, своё видение мира на совершенно неподходящих для такого «анализа» людей и события. Горе-комментаторы, думают, что все люди такие же, как и они. Да, возможно другие люди не глупее или не умнее вас, не лучше или хуже, они просто «другие».  Другой опыт, другой круг общения, другой доступ к информации, другое сознание, мировоззрение, масштаб мысли и т.д.. Только представьте, сколько  нелепых стереотипов есть у обывателей о священнослужителях, о Церкви. Поверьте, предположения и умозаключения диванных аналитиков, которые с разбегу примеряют на себя костюмы разных видных и не очень личностей смотрятся просто смешно. Что делать чтобы не попасть в ряды таких? Единственный более-менее эффективный и доступный выход — много книг. По сему, прочитав и проанализировав некоторое количество доброй и качественной литературы, вы гарантированно избавитесь от многих иллюзий и глупостей. Начните с Евангелия.

Нам  очень сложно заставить себя думать в терминах и шаблонах свойственных другим нациям, культурам и цивилизациям. Для того, чтобы вырваться за рамки интерпретаций и переводов, которые сильно ограничивают кругозор, очень желательно знать хотя бы еще один язык.

Представляется мне правильным подход, когда человек понимает свои ограничения и может вовремя сказать: я не знаю. Раздвигать свои горизонты нужно, но вот не надо испытывать иллюзий в плане того, что можно стать "специалистом по всему", не хватит и трех жизней.

Таким образом, обычное чтение новостей, общение в блогах и т.п., может превратиться из эмоционально-привлекательного времяпрепровождения, в довольно утомительную и серьезную работу. Да, это работа. Сложная и требующая борьбы над своими страстями и шаблонами мышления. Но именно такое отношение сохранит ваше драгоценное здоровье, вы точно узнаете очень много нового о себе и о мире вокруг вас, появится рассудительность в принятии решений, а главное вы не станете жертвой создателей новостей и не поверите в волшебные диеты, обещающие похудение за 2 дня или волшебные курсы обучения английскому за 30 минут.

 

Нужно понимать, что православный христианин не должен забывать, что все это — земное и ни к чему не следует прилепляться сердцем.

Антон Глозман, руководитель информационно-технического отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Журнал «Православие и современность» № 38 (54)

 
 
 

Назад к списку