Статьи - БОГОСЛОВИЕ

ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ?

Понятие о бессмертии и продолжении жизни человека после разрушения тела существует почти у всех народов, однако о способе загробного существования думали по-разному. В Библии вера в воскресение мертвых основана на том, что единственным владыкой жизни и смерти является Бог: Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит». Сам человек не в силах победить смерть, но это возможно Богу. Он «избавляет от могилы», и только благодаря Ему человек может избежать ада и тления.

Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых. Вера в воскресение мертвых была выражена Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11:17), Иовом, среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19:25-26).

Пророк Даниил возвещает не только о пробуждении от сна смерти, но и о воздаянии праведникам и грешникам (Дан. 12:2-3). «Многие из спящих в прахе земли,- описывает он свое откровение,- пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Одним из самых важных является повествование пророка Исаии об «отроке Яхве» — незаслуженно страдавшем праведнике, умершем и погребенным «со злодеями», который впоследствии вернулся к жизни и стал «ходатаем» «за преступников». В новозаветном предании «отрок Яхве» всегда ассоциируется с Мессией-Христом. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотью и одушевились духом (Иез. 37).

Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых ясно и определенно: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25, 29).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:29, 31, 32).

Когда Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15-16).

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову апостола Павла, первенцем из умерших (1 Кор. 15:20).

Новый Завет утверждает неразрывную связь между всеобщим воскресением мертвых и воскресением Иисуса Христа. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» — пишет апостол Павел.

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:20-22).

Приобщиться смерти и воскресению Христа можно в таинстве крещения: здесь мы соучаствуем в Его смерти, и, пройдя через погребение, воскресаем вместе с Ним к вечной жизни. Для продолжения этой жизни христианину дается пища бессмертия, Святое Причастие, Плоть и Кровь Иисуса Христа, Который сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).

О том, что произойдет с нами во время воскресения из мертвых, апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. Апостол Павел использует образ зерна, брошенного при посеве в землю. Голое зерно, умирая, воскресает и прорастает. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:35-44). Апостол говорит здесь о новом образе существования человека, тело которого становится духовным, нетленным и бессмертным, не подлежащим изнеможению и болезням.

Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Воскресение мертвых будет всеобщим и одновременным для праведников и грешников, для молодых и старых, для тех, кто умер своей смертью и тех, кто был сожжен огнем или съеден зверями. «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:29). «Будет воскресение мертвых праведных и неправедных» (Деян. 24:15). Тела воскресших людей по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя.

Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное ... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор. 15:44, 51-52),  «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3:20-21).

Преподобные Варсануфий и Иоанн пишут: «…тела наши восстанут с костями, жилами и волосами и останутся такими на веки; только они будут светлее и славнее, по гласу Господа, Который говорит: тогда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Небесном (Мф.13:43), изъявляя чрез то славу тел Святых. … Эти же самые тела восстанут тогда, но только они сделаются нетленными, бессмертными и славными. … Господь сделает тела наши световидными, подобными Своему телу, как сказал Апостол Иоанн: егда явится, тогда подобни Ему будем (1Ин.3:2). Ибо Сын Божий есть Свет, а праведные, по словам Апостола, сынове Божии суть (2Кор.6:8) и сынове Света (1Сол.5:5); потому и сказано, что Господь преобразит (тела наши)».

Тела воскресших людей будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни. Они будут духовными, небесными, не имеющими земных телесных потребностей, жизнь по воскресении будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по слову Господа (Лук. 20:3).

Однако образ воскресения праведников будет иной, чем грешников.

Тела людей будут видимо отражать состояние их духа.

«Одни уподобятся свету, другие тьме» - рассуждает об этом св. Ефрем Сирин («О страхе Божием и последнем суде»).

Господь Иисус Христос сказал о воскресении святых: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43).

Св. апостол Павел говорит: «сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» (1 Кор. 15:43), «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор. 15:41-42).

После воскресения мертвых произойдет Страшный суд,  когда каждый из нас будет давать отчет за свои мысли и дела, совершенные в земной жизни.

Картину Воскресения мертвых мы встречаем в Откровении Иоанна Богослова. Смерть и ад отдают всех, и праведных и нечестивых, для того, чтобы они предстали перед Судьей. Нечестивые подвергаются «смерти второй», то есть вечным мукам, а избранные входят в новую жизнь в преображенной вселенной, которая сравнивается с прежним раем и с небесным Иерусалимом.

Св. прав. Иоанн Кронштадский пишет: «В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро — миром, радостью и пространством сердца.
Здешнее же состояние наших душ предызображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в измененном виде относительно степени его.»

Преп. Ефрем Сирин пишет: «Душа достоинством своим выше тела, выше нее дух, а выше ее духа - сокровенное Божество. Но при конце плоть облечется в красоту души, душа - в сияние духа, а дух уподобится величию Божию...»

Что касается грешников, то и их тела восстанут в новом виде, но получив нетление и духовность, они в то же время будут отражать на себе их душевное состояние. Тела нераскаянных грешников будут отражать те страсти, которым они угождали при земной жизни, будут темны и страшны. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».

Их тела, по слову преп. Макария Великого, не будут иметь на себе печати Духа, того знака, по которому Господь «поставит одесную Себя» праведников, глашая как Своих». «Подумаем и о том, какой стыд нас охватит еще до мучений. Тогда на наших глазах святые будут облачаться в великолепное, несказанное одеяние, сотканное из их добрых дел. А себя мы увидим не просто нагими и лишенными этой блистательной славы, но темными, почерневшими и источающими зловоние — какими сделали себя сами в этом мире делами тьмы, роскоши и разврата».

Всеобщий суд потому и называется Страшным, что то, в каком состоянии человек предстанет на него, решит его вечную участь, и приговор, полученный на нём, уже невозможно будет изменить.

«Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело.

Св. Прав. Иоанн Кронштадский предостерегает: «Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и небоходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником Царствия Небесного».

прот. Александр Сухарев