«ГОГОЛЬ КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН» - выступление В.А.Воропаева в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах

26 октября в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоялось выступление Воропаева Владимира Алексеевича - известного гоголеведа, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, на тему «Гоголь как православный христианин».

В.А.Воропаев обратил внимание на то, что до сих пор в нашем гоголеведении доминирует «советская» интерпретация жизни и творчества Гоголя, настаивающая на том, что основную часть своей жизни писатель был нерелигиозным человеком, социальным писателем-сатириком, а ближе к концу жизни «ударился в религию» и «отрекся» от своего творчества.  Во всех своих исследованиях о Гоголе, Владимир Алексеевич показывает ровно обратное: Николай Васильевич всю свою жизнь, с самого детства, был верующим христианином и церковным человеком, и именно поэтому все его произведения пронизаны, прежде всего, христианскими смыслами.

О глубокой вере и воцерковленности Гоголя говорит, прежде всего, сама его жизнь. В.А.Воропаев напомнил, что главной чертой жизни Гоголя был аскетизм, причем как в материальном смысле - он не имел собственного дома и имущества, не имел никаких накоплений; так и в духовном – он учился управлять своими страстями, был очень целомудренным, соблюдал все церковные посты во всей их строгости – то есть, сознательно ограничивал себя в самых естественных для светского человека вещах. Гоголь один из немногих русских писателей совершил паломничество на Святую Землю – очень трудное в то время путешествие, и считал минуту, проведенную у Гроба Господня во время причастия, важнейшей в своей жизни. Отдельное внимание Владимир Алексеевич обратил на тексты, входившие в ежедневный круг чтения Гоголя: это глава из Евангелия, глава из Ветхого Завета, житие святого дня и полный текст малого повечерия. Так что у нас, по его словам, нет ни одного писателя, который был бы столь же начитан в Священном Писании и в духовной литературе, как Гоголь. Наконец, перед своей смертью Николай Васильевич дважды исповедался, соборовался и причастился – то есть умер, по словам лектора, кончиной праведника.

По словам Владимира Алексеевича, и жизнь Гоголя, и ум Гоголя были буквально пронизано Священным Писанием, и не понимая этого просто невозможно изучать его произведения. На протяжении всего его творческого пути из под пера Гоголя, наряду с художественными произведениями, выходили и чисто религиозные: это и одно из самых первых его произведений эссе «Жизнь» («Бедному сыну пустыни снился сон»), посвященное Рождеству Христову; и одно из последних его произведений «Размышления о Божественной литургии»; и, как отметил лектор, одно из самых популярных его произведений – молитва Богородице или «гоголевская молитва» («К Тебе, о Матерь Пресвятая, Дерзаю вознести мой глас»), переведенная на множество языков и разлетевшаяся по всему миру.

Гоголь оставил после себя целый ряд духовно-нравственных произведений о правилах повседневной жизни христианина, предназначенных для его светских друзей и знакомых – произведений наставнического и просветительского характера. Например, «Правила жития в мире», или «О тех духовных расположениях и недостатках наших…», или «Выбранные места из переписки с друзьями», или уже упомянутые «Размышления о Божественной Литургии», цель написания которых прямо была обозначена самим Гоголем как «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением». Наконец, как было особо отмечено в выступлении, читая Библию, святоотеческую и богослужебную литературу, Гоголь оставлял собственные пометы и делал выписки самых важных для него фрагментов и изречений в отдельных тетрадях, которые брал с собой во все свои путешествия - и этот бесценный материал как ничто другое показывает истинный ход мыслей писателя.

Подобный образ жизни и образ мыслей Гоголя не мог не отразиться на каждом его художественном произведении, христианским смыслам которых была посвящена значительная часть выступления В.А.Воропаева.

Так, известнейшую комедию Гоголя «Ревизор» нужно понимать через призму главной фразы написанной самим же Гоголем «Развязки к Ревизору»: «Страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба». Именно этот смысл должны выносить зрители и читатели после финальной «немой сцены», которая должна была по задумке Гоголя длиться на протяжении нескольких минут и символизировать посмертное предстояние перед Богом, когда все дела будут явлены и ничто нельзя будет скрыть или изменить.  Другое известнейшее произведение писателя  - «Тарас Бульба» - стоит, прежде всего, воспринимать как описание духовной брани и религиозной войны, эпосе о подвиге тех, кто вышел на защиту веры, и падении тех, кто предал ее, причем с явными реминисценциями из книг Ветхого Завета. Наконец, духовный смысл главного произведения Гоголя «Мертвые души» становится понятным исходя из собственного комментария писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». «Мертвые души» по Гоголю – это люди, живущие без Бога. И его замысел заключался в демонстрации духовного падения и дальнейшего духовного возрождения главного героя Павла Ивановича Чичикова, которому было выбрано и соответствующее имя «Павел» - имя апостола Павла, до своего духовного возрождения бывшего гонителем Христа «Савлом».

Конечно, и в выступлении Владимира Алексеевича, и в последующей дискуссии поднималась тема о втором томе «Мертвых душ» и его сожжении. С точки зрения исследователя, о сожжении второго тома говорить не корректно, поскольку он не был написан: были написаны и уничтожены лишь несколько глав, о чем сохранилось достаточно воспоминаний и у писателя, и у его современников. Поскольку содержание второго тома заключалось в христианском преображении главного героя, Гоголь считал необходимым показывать то, что у него получалось, своему духовнику отцу Матфею Константиновскому. И так как тот, после просмотра первых написанных им глав, не рекомендовал писателю их публиковать – Гоголь сжег написанное, так объяснив это в своем письме: «публикация его в том виде, в котором он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу».

Но, как в своем выступлении Владимир Алексеевич несколько раз подчеркивал, нет никаких оснований говорить о том, что Гоголь в конце своего пути отрекся от своего творчества и от литературы, как рода деятельности. По его словам, Николай Васильевич, напротив, считал себя не в праве отрекаться от данного им Богом таланта и наделил свою литературную деятельность особой миссией: показывать бездуховность современного общества и напоминать ему о духовных христианских смыслах жизни.

В завершении встречи прозвучало обсуждение экранизаций произведений Гоголя – как старых, так и современных, практически каждая из которых, с точки зрения Владимира Алексеевича, страдают тем, что совершенно не видят и не пытаются показать духовные смыслы произведений Н.В.Гоголя.  Которые всем нам еще только предстоит для себя открывать и открывать.

Елена МАЛЕР

 
 
 

Назад к списку