«Толкин и христианство»: к 80-летию выхода повести «Хоббит» - выступление Сергея Алексеева (доктор исторических наук)

 

11 октября 2017 года в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ в рамках тематического цикла «Христианство и культура» состоялось выступление доктора исторических наук, профессора, автора нескольких книг о жизни и творчестве Толкина Сергея Викторовича Алексеева по теме «Толкин и христианство» - к 80-летию выхода повести «Хоббит, или Туда и обратно». 

Запись встречи: https://youtu.be/uz3UoieH-BU

Основные темы выступления и обсуждения:

- биографические сведения из жизни Толкина, повлиявшие на него как на христианского писателя;
- замысел создания новой национальной английской мифологии на христианской основе;
- особенности творческого метода Толкина и проблема считывания подлинных смыслов его произведений;
- споры о религиозных взглядах Толкина и доктрина кардинала Джона Ньюмена о «теории догматического развития»; 
- эпос Толкина как «история войн за веру» и христианские элементы, разбросанные в его текстах;
- Толкин и Льюис: дискуссия, приведшая к вере;
- духовная роль произведений Толкина в постсоветской России;
- лучшие переводы и кинематографические интерпретации текстов Толкина.

 

Во время выступления обсуждались важные биографические сведениях из жизни Толкина, повлиявшие на него как христианского писателя  и о его главном исследовательском интересе, связанном с изучением средневековой литературы и историей перехода от языческой мифологии к христианству, о его видении мифа как особого языка, на котором может выражаться подлинная реальность,  и связанный с этим видением замысле создания новой национальной английской мифологии на христианской основе.  

Значительная часть выступления касалась религиозных взглядов Толкина. Сергей Алексеев обратил внимание на существование множества мифов о том, кем якобы являлся Толкин - будь то  масоном, традиционалистом, теософом, оккультистом и даже сатанистом, тогда как автор «Хоббита» всю свою жизнь являлся убежденным христианином-католиком. То же касается и другого мифа о том, что Толкин мог бы заинтересоваться и принять православие, если бы знал о его существовании, потому что  Толкин знал о православии, но воспринимал его через католическую доктрину, как “схизму”. При этом, в рамках самого католичества, Толкин занимал очень консервативные позиции, вплоть до радикальной критики Второго Ватиканского Собора. Его религиозные взгляды были схожи с взглядами кардинала Джона Генри Ньюмена, автора "теории догматического развития" о постепенном проявлении полноты богооткровенной истины через церковные догматы. У самого Толкина встречаются размышления о «приверженности прежнему благу», которое когда-то было лучшим из возможных, а потом уступило место более совершенному благу, и вполне возможно, что именно так он понимал вероучение Православной Церкви. Вместе с тем, по мнению лектора, Толкин безусловно, сыграл свою духовную роль в постсоветской России, действительно,  заинтересовав христианством многих людей через свои книги.

Еще одной важной темой обсуждения стал творческий метод Толкина. Несмотря на то, что сам создатель «Хоббита» был уверен, что в его творчестве реально отражается христианская вера, читателям его книг это далеко не всегда было очевидно, что, в свою очередь, очень удивляло Толкина. Писатель расстраивался, что многие, по его словам, поверили в его мир больше, чем в мир Священного Писания, и был вынужден писать постоянные разъяснительные комментарии и уточнения о подлинном смысле того или иного, неверно понятого сюжета. В этой связи отдельной темой обсуждения стали те очевидные христианские элементы, которые Толкин разбросал в своих текстах: от литературных образов Творца, ангелов и, впервые за долгое время реально ужасающего, а не романтично-несчастного космического зла, о литературных образах чистилища и Причастия, о постоянно встречающемся понятии Случая как Промысла, от часто проговариваемых героями текстов псалмов - до пришедшейся на 25 марта даты уничтожения кольца всевластия - в день Благовещения.

Наконец, обсуждались лучшие переводы текстов Толкина, среди которых Сергей Викторович отметил академический перевод М.Каменкович и В.Каррика, и перевод С.В.Лихачевой, а также кинематографические интерпретации его произведений, говоря о которых Сергей Викторович напомнил, что первая экранизация Толкина появилась в перестроечной России: это был телеспектакль «Приключения Хоббита» артистов ленинградских театров, снятый в 1985 году студией Ленинградского телецентра.

Организатор и ведущая Лектория на Воробьевых горах - Елена Малер

Репортаж о выступлении С.В.Алексеева в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах в православном интернет-журнале «Прихожанин.ру»: «Христианская Вселенная Джона Толкина» - Петр Селинов: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/1820-khristianskaya-vselennaya-dzhona-tolkina.html

 
 
 

Назад к списку