ЛЕКЦИИ и БЕСЕДЫ

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии. 

Эфир от 30.11.2016г.

Продолжительность: 57 мин. 22 сек.

 

– Отец Евгений, накануне Рождественского поста Вы отправили своим сотрудникам, прихожанам, сестрам милосердия, братьям братства собора Успения Пресвятой Богородицы интересные пожелания и рекомендации, короткие, тезисные, но весомые. Предлагаю начать сегодняшнюю программу, которую мы большей частью посвятим теме Рождественского поста, с этих рекомендаций, чтобы наши телезрители тоже могли их услышать и, может быть, воспринять.

– Хорошо. Рождественский пост. Напоминаем, что это путь к дню рождения нашего Господа, одному из самых важных дней в нашей жизни, с которого началась новая эра. Приход Спасителя настолько потряс весь мир, что люди начали вести новое летоисчисление от Рождества Христова. Это важнейшее событие, к которому нам необходимо подготовиться.

Размышляя о посте, подумал, что очень часто наш пост похож на некое упражнение йогов, которые, самосовершенствуясь, выполняют определенные физические упражнения, чтобы достичь сверхъестественных состояний. Но мы не йоги и пост – это не фитнес, как порой приходится слышать, будто он для того, чтобы поправить и сбалансировать свое питание, поправить фигуру, потерять лишние калории. Мы с вами не участники фитнес-клуба.

Пост – это важнейшее духовное упражнение для приведения себя в порядок, для реабилитации. К сожалению, у нас часто бывает, что человек очень быстро расслабляется, расстраивается, рассеивается, превращается в этакий растекшийся по сковородке блин. И для того чтобы его собрать, необходимы определенные ограничения, рамки, в которых человек мог бы себя настроить, взбодрить и вернуть к прежней, более или менее нормальной христианской жизни.

Показалось полезным напомнить нашим прихожанам, сотрудникам несколько правил, чтобы поддержать их в начале Рождественского поста. И почему-то подумалось, что первое, на что хотелось обратить внимание, то, чтобы пост был не саморазвитием, а был полезен кому-то извне. Чтобы наши ближние и все, с кем мы в контакте, почувствовали, что у христиан начался пост. Каким образом? Каждый из нас, по меткому выражению Артемия Владимирова, должен стать «солнышком» или хотя бы «солнечным зайчиком», как минимум «солнечным лучиком», чтобы там, где появляется христианин, водворялись и тепло, и ласка, и забота и люди бы тянулись к нему, искали возможности побыть рядом. Надо, чтобы мы попробовали настроить себя таким образом, чтобы ни для кого не быть проблемой, никому не быть в тягость, не создавать сложностей своим брюзжанием, жалобами, каким-то постоянным недовольством, возмущением, ропотом.

Христианин должен быть «солнышком». Почему? Потому что мы носим в себе Христа. Мы принимаем Его в себя в таинствах, а потом люди смотрят  на нас и не могут увидеть: а где вообще Христос? В нас ведь должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. Получается, что мы Христа приняли, но даже до наших близких, домашних донести Его не можем: настолько Он сокрыт за толщей нашей непробиваемости. Первое, что очень важно, мои дорогие, – чтобы людям, которые с нами живут, нашим детям, родителям, близким, стало легче от нашего поста.

Для этого надо, во-первых, категорически прекратить осуждать. Осуждение и благодать Божия  вещи несовместимые. Как только человек начинает осуждать, его душа превращается в дырявое решето. Она ничего не может удержать, потому что гордым Бог противится. А осуждение – это ярчайшее, тяжелейшее проявление гордости. Человек, который знает себе цену, никогда не будет осуждать других, потому что мне самому надо заниматься спасением своей души. У меня самого все плохо, какое мне дело до правительства? А если человеку есть дело до правительства, то, естественно, ему нет дела до себя. Кстати, это удивительный критерий, и каждый может за собой понаблюдать.

Важное упражнение, дорогие мои, – научиться наблюдать за собой со стороны. Посмотреть: а как я выгляжу со стороны? Каков я в глазах водителей, участвующих в дорожном движении? Во всем, как хотели бы, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте. Хотел бы я, чтобы на меня так орали, как, бывает, реагирую я сам на какие-то резкие ситуации? Хотел бы, чтобы на меня смотрели так, как я смотрю, показывали какие-то жесты, что бывают в таких отношениях? Хотел бы, чтобы со мной разговаривали так, как порой я разговариваю со своими детьми? Занудно, моралистически, все пытаясь что-то навязать, от чего детям уже тошно. Посмотреть на себя со стороны – это просто высочайшее искусство.

И вот критерий – святой или праведный человек во всех видит праведных. И наоборот... Есть такая детская загадка: «Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана. Что это?» Это зеркало. Так вот, наш ближний – это наше зеркало. Что мы в нем видим, на чем застревает наш взгляд – это точно те же болезни, что есть в нас самих. То же самое, как человек может быть сфокусирован на разном. Вот он встал перед иконой, которая за стеклом, и фокус его взгляда на лике Христа: человек сердцем обращен ко Христу. А можно зафиксироваться чуть  поближе, на стекле, и посмотреть, как выглядишь, что-то поправить на себе, посмотреть, кто сзади стоит. Человек смотрит на икону, а из-да другого фокуса видит совершенно иное.

И мы можем рассмотреть в ближнем Христа, как святые, которые видели все наши немощи и пороки, но за ними различали и образ Божий. А можем и застрять на недостатках. Это очень важный критерий.

Повторю еще раз, что первое, на что я бы советовал обратить внимание, – это научиться смотреть на себя со стороны глазами наших ближних и постараться быть «солнечным зайчиком» для всех, с кем мы входим в общение. А для этого надо думать. Когда начинается день, попробовать спланировать, кому в течение этого дня я бы мог послужить. Христианин же не должен просто сидеть и ждать, когда у него в письменной форме попросят: «Помогите мне, пожалуйста». Он прочитает, подумает еще, помочь или не помочь. Нет. Он должен сам искать, кому послужить, должен быть предупредительным. Еще прежде прошения человека должен быть готов откликнуться. Важно начинать день с настройки – кому мне отдать себя в услужение и искать. Искать, кому помочь денежкой, кому – добрым словом, кому – ласковым взглядом, кого-то на машине подвезти, кому-то хлебушка купить. Планировать свой день, а не жить в оперативном реагировании: попросили денег – мы прошли мимо, потом вдруг совесть взыграла, человек вспомнил, что надо помочь, вернулся, а никого уже нет… И так бесконечно. Мы должны действовать на опережение.

– Когда Вы говорили о том, что важно посмотреть  на себя со стороны и чтобы, например, участники дорожного движения взглянули на себя со стороны, мне почему-то вспомнилась такая история. Когда мужчина за рулем автомобиля проезжал ряд припаркованных машин, из-за одной из них резко выскочила девочка, оказавшись прямо перед его капотом. Он успел затормозить, и было видно, что он хотел начать ругаться, но когда понял, что дорогу перебежала девочка, открыл окно и сказал: «Заинька, миленькая, ты так больше не делай: это очень опасно». Наверное, такое душевное, человеческое отношение должно быть и у нас.

– Это просто потрясающая реакция – человек смог взять себя в руки. Хочется пожелать нам вот такой выдержки и стойкости.

Один батюшка рассказывал, что когда приехал к знакомым и у него было несколько часов, он отдал всего себя на духовное назидание семье – состоялась хорошая беседа. Потом пришло время вызывать такси, и оказалось, что расстояние до вокзала гораздо больше, чем то, за которую берут оплату в такси. Поскольку хозяева согласились профинансировать эту поездку, батюшка предложил: «Давайте дадим таксисту не 210 рублей, а 250, чтобы ему было как-то интереснее, веселее». Ведь это замечательное христианское отношение – дать немножко больше, чтобы человеку было радостно. И тут, рассказывает батюшка, хозяйка взъелась: да эти таксисты, они и то, и се, и почему, с чего?.. Получается абсолютная несовместимость наших разговоров и устремлений с тем, что человек представляет собой по сути.

В связи с этим я хотел бы прочитать одну историю, которая показалась мне важной. Она немного самобичевательная: говорить будем про себя, но она и про всех нас. Это из воспоминаний Татьяны Смирновой, которая была келейницей отца Иоанна Крестьянкина:

«В том же году, когда Украина самоопределилась как самостоятельное государство и в ней появился государственный герб в виде трезубца, отца Иоанна посетили три приехавшие оттуда священника. Добротные на вид, они заполнили собой маленькую батюшкину келью, и хозяин по контрасту с гостями умалился.

Сев на келейный диванчик, гости стиснули отца Иоанна не только физически, но еще больше – духовно. Священников волновал вопрос, как спасаться от реалий современной украинской жизни и от грядущей антихристовой печати. Они были громогласны и напористы, образно представляя беззакония, творящиеся у них в стране и Церкви. Спасаться от современной действительности они собирались бегством в недоступные для нее леса.

Отец Иоанн слушал гостей молча, дал им полностью выговориться. Когда же почувствовал, что они истощились и пыл их поостыл, стал задавать гостям наводящие на размышления вопросы:

– Как в леса-то поедем, тоже, как и к нам, на машинах?

Священники приехали в Россию на иномарках, которых у нас в это время еще не было. Придется в лесах-то дороги строить.

Следующим оказался вопрос о том, кого они с собой планируют взять в леса. Священники не спешили с ответом, а отец Иоанн начал им помогать:

– Таню, Маню и Параню? Таня будет на клиросе пищать, Маня кашу варить, а Параня порты стирать. А остальных нам вверенных Богом прихожан кому оставим?

Отцы, не готовые ответить на этот вопрос, переглянулись. А отец Иоанн не отступал:

– Дорогие, а телевизор-то смотрим?

Ответ был обескураживающе простодушным:

– Ну как же не смотреть, ведь надо знать, что в мире деется...

– Ну вот, придется в лесах и телевизионную вышку ставить, – продолжал размышлять отец Иоанн.

Гости как-то заметно насторожились. И не напрасно, ибо последовал вопрос, который явно и окончательно смутил их:

– Батюшки, дорогие мои, а во время службы-то на часики посматриваем? Чтобы окончить службу и успеть домой к хоккею, футболу, фигурному катанию или сериалу?

Несколько покраснев, священники ответствовали:

– Посматриваем.

Отец Иоанн посуровел, и все услышали неожиданные в устах батюшки слова:

– Отцы, вам не надо бежать в леса и страшиться будущей печати. У меня этой печати еще нет, я пока еще жизнью своей делаю выбор. А у вас она уже стоит, и выбор ее вы подтверждаете ежедневно с желанием и любовью. Ничто божественное уже не войдет в души ваши сквозь то, чем занято ваше сердце сейчас. Они накрепко запечатываются вашим отношением к жизни и служению.

В келье воцарилась гнетущая тишина. Через мгновение отец Иоанн очень тихо задал отцам вопрос:

– А программки после двенадцати вы посматриваете?

В ответ прозвучало однозначное «да», и гости запылали, смутившись окончательно. Они дружно поднялись и, попросив молитв, притихшие вышли.

Я не поняла значения последнего вопроса батюшки, и когда гости вышли, спросила его. На что он мне сказал:

– А тебе этого знать не надо.

Так неожиданно закончилась эта беседа. Не было ни помазания елеем, ни окропления святой водой, ни обычных для батюшки расспросов о делах церковных и домашних. Не было веселого прощания со множеством гостинцев для матушек и деток. Мгла от этого визита и разговора оставила в келье свой ощутимый след на весь день».

Вот такая история. Наверное, всегда можно оборотиться на себя. Ведь выбор мы делаем каждый день, выбор всей своей жизнью: мы ко Христу или к миру. Нельзя на двух стульях усидеть: быть и другом этому миру, и другом Богу. Это вещи несовместимые.

Поэтому все эти вопросы – они ведь к нам. А телевизор-то смотрим? А сколько часов в день мы тратим на телевидение, на Интернет – пустое времяпрепровождение? Даже не пустое, а это зараза, помойка. Причем очень часто лукавим: «Ой, можно “Союз” посмотреть? Я только одним глазиком посмотрю... Ой, а “Новости”-то? А сериал? Ведь он такой интересный: там все развивается». И человек ежедневно три-четыре часа, заканчивая всем подряд, убивает, отравляет себя.

Такое же отношение и к молитве. Смотрим на часики-то... Встали на молитву, а все вглядываемся: быстрее бы время закончилось. И так со всем прочим: с привязанностью к комфорту, разного рода удовольствиям, без которых мы себе не представляем жизнь. Как можно жить без чипсов, орешек, теплой воды?

Так вот, время поста – это небольшое ограничение себя во всем этом. Обязательно надо выключить себя из эфира, из потока информации. Дать свободу уму, чтобы он не был оглушен этим шумом. Средства информации только для работы. Интернет только для работы. Не надо залипать во всех этих сетях. Дайте своему уму немного вдохнуть, вдохнуть молитвы – это важное аскетическое упражнение поста. Потому что большинство людей вообще жизни себе не представляют без телефона, они с ним постоянно. Как только оказываются без него, чувствуют себя потерянными для социума. Надо оторвать себя. Только звонки, четко по делу. Хорошее упражнение – позаписывать, сколько времени в день я провел впустую. Сесть вечером и пять минут потратить на то, чтобы повспоминать: а надо ли мне было заходить на эти сайты, читать эти статьи.

Надо обязательно читать духовную литературу. Мы с прихожанами решили в этот пост почитать «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца. Это замечательная книга, полезная для каждого: как научиться управлять собой, своими помыслами. Как научиться побеждать в той войне, которая происходит в образе нашего воображения, памяти, мыслительного процесса. Потому что бесы сквозь помыслы проникают в наше сердце.

Очень важно восстановить молитвенный режим. Стараться неукоснительно выполнять долг по отношению к Богу. Это тоже очень важный момент. Люди все время жалуются: времени на молитву не хватает, засыпаю, пропускаю, в храм не всегда прихожу. Что за разговоры? Есть такое слово – долг. Ты должен отдать Богу то, что должен. Ведь когда Господь говорит: «Шесть дней делай дела твои, а седьмой день – Господу Богу», – это не просто «хорошо было бы», «если хотите» или «если есть настроение», а категорический императив, закон жизни. Отдай седьмой день Господу Богу твоему – и никаких разговоров. И только небрежение и презрение заповеди Божией позволяют человеку нарушить этот закон. Потому что всегда можно оправдать себя: у меня сады, огороды и так далее. Конечно, сейчас у людей, наверное, другие затеи в воскресенье, раз у них нет возможности быть в храме. Но это наш долг, и относиться к нему надо хотя бы так же, как мы относимся к работе. Ведь хочет человек или нет, температура ли у него, он все равно идет и делает свою работу, потому что он чувствует свою ответственность перед начальником, сотрудниками, подчиненными. Хотя бы так же относись к Богу.

Вот ты встал на молитву – отработай эти 20 минут по-честному, без халтуры. Это важное условие – надо прекратить халтурить. Христианин и халтура – вещи несовместимые. Если ты халтурщик, значит ты не христианин. Надо прекратить халтурить во всем. Вот ты выкинул пустую пачку из-под сигарет в окошко автомобиля – а кто будет за тобой убирать? Или испачкал посуду, оставил на столе или просто составил в раковину – кто будет за тобой мыть? Почему то, что ты должен сделать, ты возлагаешь на других? Это же халтурное отношение к жизни. Халтура во всем: снег почистить, машину поставить. А как у нас люди паркуются? Им наплевать на всех, главное, что я нашел место, пусть оно поперек и никто уже не проедет. Ну как так можно? Это ведь халтурное, неуважительное отношение, без почтения к людям. Помните, как говорил Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Очень важно относиться к молитве хотя бы как к работе. Встал на двадцать минут как солдатик: собрал все свои мысли, волю направил к Богу, не чесаться, не вертеться, не приседать, не вставать. Настроиться – отработать. Точно так же по отношению к храму: два часа в неделю можно спланировать. Время поста – это время приведения всего в порядок, восстановление потерянных позиций.

Про еду уже столько сказано, что мы, наверное, не будем, только лишь напомню, что пост должен быть ощутим для нашего тела. Поэтому можно спокойно и безболезненно уменьшать свои порции до того объема, которые помещаются в ладошке, – это норма для нормальной жизнедеятельности человека. Если он 4 раза в день скушает эту норму, то не потеряет своих жизненных сил, а, наоборот, будет себя бодро чувствовать. Потому что в бодром теле и бодрая душа.

– Наверное, важно поговорить и о том, как поститься молодежи. Потому что молодым людям, возможно, тяжело проводить пост лишь в молитве и чтении духовной литературы. Какие альтернативы можно им предложить? Насколько я знаю, сегодня вечером на вашем приходе состоялся молодежный творческий вечер. Это один из примеров того, как можно провести время с пользой для души.

– Как поститься молодежи, мы уже сказали. Мне кажется, для современного молодого человека подвиг – относиться к гаджету как к телефону, а не как к окну в потусторонний мир. Относиться к нему спокойно, без залипания – это, наверное, самый важный труд. Чтобы человек хотя бы на время поста пользовался им только по необходимости. Нужно реферат проработать – зашел, открыл, посмотрел. Проверить письма, ответить на сообщения, а не ввязываться в какие-то дискуссии. Надо воздержаться, и это будет очень важное духовное упражнение.

Конечно, надо создавать для молодежи хорошие формы провождения времени. Сегодня, когда мы общались в начале вечера, мне показалось важным, чтобы взрослые люди, у которых есть такая возможность, помогли молодежи встречаться таким образом, чтобы им немножечко услышать о Христе. Потому что молодость – совершенно прекрасная пора, это весна жизни, когда у человека еще нет обремененности семьей, работой, он легкий к жизни. Он еще не так поврежден грехом, у него ясная душа (не у всех, но все-таки еще бывает). И в этот период человеку гораздо легче услышать благую весть о том, что есть во вселенной Кто-то, Кто любит тебя настолько, что жизнь Свою за тебя отдал и затем, смертью смерть поправ, нас зовет к воскресению. Когда человек юный, он это услышит.

В зрелом возрасте у человека уже все нормально, жизнь настроена, все на своих местах. Для Бога форточку откроем на всякий случай; может быть, на досуге что-то залетит в нашу жизнь, а так, в общем-то, все у нас уже в порядке. А в старости еще сложнее: там все уже закостенело, все суставы души уже неподвижные, и измениться в этом состоянии – это тяжелейший труд. Редкий человек может переломить  десятилетние навыки, привычки и пробиться к Богу.

Юность – это пора, с одной стороны, прекрасная, с другой, очень рискованная. Потому что молодой человек совершеннолетний, и ему кажется, что он может себе все позволить, а с другой стороны – нет опыта различения добра и зла. И здесь очень важно, чтобы рядом оказался взрослый, желательно священник, верующий христианин, который мог бы предупредить, уберечь от тех поступков, последствия которых будут необратимы. Есть действия, от которых человек настолько повреждается, что кардинально изменить каких-то вещей в своей жизни он уже не может, есть то, что уже  нельзя исправить. Очень важно вовремя сказать об этом, чтобы человек был способен это услышать. И для этого больше Церковь нужна молодежи. Надо создавать условия для встреч, в том числе творческие вечера, совместные просмотры фильмов, которые можно обсудить. Фильмов много, а расставить правильные акценты и сделать из этого правильные выводы на будущее – это искусство. Надо научиться смотреть кино, чтобы это были не просто эмоции или экшен, а проработать, подумать. Это важнейшее искусство – научиться думать. И это не так просто.

– Один из пунктов Вашего предпостного послания – совет ограничить посещение развлекательных мероприятий. В связи с тем что время Рождественского поста приходится на празднование светского Нового года и продолжительные выходные после него, у наших сограждан появляется время для некой расхлябанности: времени много, и не знаешь, как им лучше воспользоваться. Как правильно расставить приоритеты?

– Во-первых, приглашаем всех добровольцами. Очень полезно для своей души – отдавать часть своей жизни, около двух-трех часов в неделю на служение бедным людям. Святки и Рождественские каникулы надо, конечно  же, наполнить добрыми делами. Не просто отдыхать, лежа на диване, а все спланировать. Очень важно вместе с детишками поделать добрые дела.

Что же касается искушения под названием «Новый год», которое всегда выплывает на пути к празднику Рождества, сегодня нам с сотрудниками пришла хорошая идея. Есть детский центр, где родители попросили сделать для детишек праздник Нового года. Но ведь для христианина очень важен акцент. Бывает, что сначала шквал праздничных фейерверков, поздравлений «С Новым годом! С новым счастьем!» – а Рождество потом, и у людей запал как бы пропадает. Но ведь Рождество – это событие, начало новой эры. А Новый год? Сейчас его 1 января отмечают, а когда-то отмечали 1 марта или 1 сентября. Застряли на несколько веков.

Но, по сути, это никакое не событие, не праздник, а просто смена календаря, которая наделяется неким магическим смыслом: как Новый год встретишь, так его и проведешь, в новом году все по-новому. Но все это как ожидание чуда, которое осталось у людей как генетическая память от чуда Рождества. Произошел сбой: атеистическая пропаганда попыталась переместить ожидание рождественского чуда на непонятный светский праздник, и так все это и застряло. Понятно, что у людей это уже вошло в привычку, но все-таки мы ведь ждем Рождества Христова. Поэтому мы решили, что не будем лишать детей праздника, но устроим его таким образом: расскажем, что мы сейчас на финишной прямой – ждем встречи Рождества Христова. Конечно, можно сделать какие-то сценки, но не с центральной темой Деда Мороза и Снегурочки, которая лишь промежуточный этап. Конечно, приятно собраться вместе, попеть какие-то песенки, но главный праздник будет впереди. Поэтому сейчас мы немного порадуемся, но сохраним силы для главной радости. Мне кажется, все-таки очень важно перенести акценты с Нового года на Рождество.

– Православная служба милосердия в Екатеринбурге в преддверии Рождественского поста начинает собирать средства для покупки подарков тем, кто в день Рождества, вероятнее всего, их не получит, – это дети-сироты, люди с ограниченными возможностями, одинокие старики и подопечные различных социальных учреждений. В Православной службе милосердия Екатеринбурга более трех тысяч человек. Эта акция носит название «Подари радость на Рождество». Хотелось бы поговорить о ней.

– Пользуясь случаем, поблагодарим администрацию и сотрудников гипермаркета «Ашан» за то, что семь лет мы были вместе. Сейчас политика в управлении изменилась, и нынешняя акция Православной службы милосердия получается последней совместной с этим учреждением. Она будет проходить 3-4 декабря, а не перед самым Рождеством. Этот график не зависит от нас. Таким образом, мы будем потихонечку формировать бюджет наших поздравлений. В течение всего этого времени и на сайте нашей службы, и непосредственно в этой акции мы предлагаем и проявить заботу о подопечных. Будем готовиться передать материальное выражение вашей любви, дорогие наши помощники, тем людям, которым по разным причинам не хватает внимания.

– Напомню нашим зрителям, что подробнее узнать об акции «Подари радость на Рождество», вы можете на сайте giveday.ekbmiloserdie.ru. И еще раз скажем: суть этой акции в том, что каждый из вас, дорогие друзья, имеет возможность доставить кому-то радость, выбрав определенный подарок, который будет адресно преподнесен кому-то из подопечных службы. У каждого подарка есть своя стоимость. Вы перечисляете необходимую сумму, на которую покупается подарок и затем преподносится от Вашего имени. Те же зрители, которые смотрят нас в Екатеринбурге и близлежащих городах, могут вручить подарок самостоятельно. Такая возможность тоже есть. Поэтому всех желающих поучаствовать в этом благом  начинании просим заходить на сайт ekbmiloserdie.ru.

– Отец Евгений, чуть раньше Вы говорили  о добровольцах, ведь добровольцы будут также в предрождественские и послерождественские дни посещать людей и вручать им эти подарки, иногда в костюмах Деда Мороза и Снегурочки. В эту субботу в екатеринбургском Храме-на-Крови пройдет литургия для добровольцев. Хотелось бы поговорить о добровольчестве как явлении. Вы сами непосредственно проводите собеседования с добровольцами. Кто эти люди, почему они приходят?

– Это люди, которые хотят к лучшему изменить мир. Способ изменить мир только один – поставить себя  в такие условия, выйдя из зоны комфорта. Потому что добровольчество – это дискомфорт. Потому что ты оказываешься в непредсказуемых, непредвиденных обстоятельствах, к которым не привык.

Мы не привыкли находиться в атмосфере дома-интерната для престарелых. Мы не привыкли видеть такое количество людей в этом состоянии или детей в доме инвалидов. И это очень непросто проживается нашими чувствами, сердцем: бьет в сердце скорбью, сочувствием, состраданием. И оно начинает реагировать, начинает меняться, потому что ты понимаешь, что все-таки жизнь не только на обложках глянцевых журналов, что она присутствует и в таком виде. Понимаешь, что есть огромное количество людей, которые несчастны, одиноки, больны, что они порой умирают.

У нас есть сестринский пост в отделении детской онкологии, и там реально умирают дети: умирают тяжело, умирают мучительно. И это проживается вместе с их родителями, оказывается какая-то поддержка. Конечно, на этом посту сестры милосердия, которые являются уже не добровольцами, а сотрудницами, то есть это «войска специального назначения».

Мне кажется, то состояние комфорта, к которому многие стремятся, очень страшное для души состояние: это состояние смерти. Потому что когда человеку все хорошо, это  неправильно. У человека душа должна болеть, потому что он растет и зреет только при сердечной боли. Молитва может развиваться только при боли в сердце. Относиться к другим людям по-человечески он может, только пережив какую-то скорбь и страдания. А комфорт – это ожирение, бесчувствие. У Владимира Высоцкого есть песня, которую я вспоминаю в этом случае. Это песня о покойнике, которого везут на кладбище, и происходит ряд событий. Дождь пошел, все промокли, а покойнику ничего. Грузовик попал в аварию, все пострадали, и только того, кто в гробу, ничего не касается, ему все очень комфортно. И когда человеку комфортно в духовной жизни, это состояние духовной смерти. Поэтому человеку важно делать шаг из ряда вон. Добровольчество для человека – возможность выйти из этого смертельного для души состояния и начать бескорыстно служить.

Ведь наше сердце устроено наподобие зрения лягушки, которая видит только движущиеся предметы. Только в момент, когда лягушка прыгает, она видит землю. И наше сердце точно такое же: оно получает способность видеть только тогда, когда человек приходит в нравственное движение. Если он просто сидит на диване перед телевизором и мечтает: хорошо было бы, что воля, что неволя, – он никогда не изменит мир к лучшему. Потому что он не изменит свое сердце. Сердце меняется только при движении. Добровольчество – это движение, движение – это жизнь.

Дорогие мои добровольцы, 5 декабря – Всемирный день добровольцев.  В преддверии этого праздника – 3 декабря – митрополит Кирилл приглашает всех добровольцев помолиться в екатеринбургском Храме-на-Крови за Божественной литургией. Начало в 8-30. Приглашаем всех добровольцев.

Хочется искренне поблагодарить всех наших добровольцев службы милосердия, вообще всех добровольцев, которые находят возможность бескорыстно отдавать себя, свою жизнь, сердца, свои ножки, ручки, средства для служения бедным, а значит для служения Христу. «Все, что вы сделали братьям Моим меньшим, то сделали Мне» – это напрямую переносится на угождение Богу. Хочется поблагодарить за ваш бескорыстный и очень важный труд. Помогай нам всем Господь.

– Подробнее узнать о том, как стать добровольцем, прийти на добровольческую беседу, можно на сайте ekbmiloserdie.ru.

– Хотелось бы сказать еще о двух моментах, касающихся молитвы и наших отношений со Христом. Когда мы обращаемся к Богу, мы должны знать, с чем к Нему обращаемся. Часто люди говорят: я молюсь Богу своими словами. А о чем чаще всего человек молится своими словами? «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл» и так далее. То есть о бытовых вещах. Но если мы откроем молитвослов, то увидим, что те святые, которые являются нашими учителями в молитве, к Богу обращались не с такими вопросами. А говорили: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения»; «Господи, помилуй мя»; «Господи, открой мне грехи»; «Господи, научи меня молиться». То есть вопросы, которые мы обращаем к Богу, должны быть в первую очередь вопросами поиска Царствия Небесного. Потому что, оказываясь в каких-то неприятностях, мы думаем, что нам надо как-то подсуетиться и изменить внешние обстоятельства: место работы, проживания, сменить машину и прочее, – и появится счастье, все наладится. Да нет. Закон простой: очисти внутренние скляницы своей души – измени свою душу, и тогда внешнее само придет в порядок. Царство Небесное прежде всего, а все остальное приложится. Это первое.

Второй момент, которым хочется поделиться: на этой неделе проходили Рождественские региональные чтения в одном городском округе. Очень понравилась проходившая там встреча, на которой собрались мэр городского округа, представители администрации отдела образования, священник, педагоги. Это было взаимопонимание, которого, к сожалению, не встретишь в таком большом городе, как Екатеринбург, где нет такого взаимодействия, направленного на воспитание детей. Удалось сказать несколько слов – Господь дал памяти – и было произнесено одно слово, за которое мэр поблагодарил. Говорил я о Христе. Когда человек находит Христа, он может намекать на Бога в любых обстоятельствах и в любой сфере деятельности и делать это не навязчиво, а очень деликатно. Любой педагог может рассказать о Христе, даже не произнося этого имени, но указывая, что есть в жизни Господь.

Например, есть такое замечательное явление в нашей жизни, которое напрочь разрушает теорию эволюции, – это пингвины. Пингвины – железный аргумент против теории эволюции. Потому что их устройство никак не могло возникнуть тем путем, о котором говорят эволюционисты. Температура тела пингвина около 40 градусов, а температура стопы – 4 градуса. У них на стопе есть какой-то отдельный круг кровообращения, для того чтобы пингвин не примерзал ко льду. Он не мог появиться в результате постепенного развития, иначе бы примерз. Пингвин появился здесь и сразу, творческим актом Творца. Это железный аргумент против теории эволюции. Я думаю, в мире есть огромное количество таких уникальных данных, о которых как-то не говорят преподаватели.

И еще мне сказали, что есть такая «профессия» – подниматели пингвинов. Когда пингвины ходят в Арктике по льдинам и пролетает самолет, они смотрят на него, смотрят и потом падают на затылок. И люди с этой профессией подходят и поднимают пингвинов, чтобы они не умерли, лежа на льдине. Но это шутка, а то вдруг кто-нибудь захочет этим заняться.

На самом деле есть такие «подниматели пингвинов» – это батюшки. Батюшки – это реальные подниматели «пингвинов», потому что когда «пингвины» падают, батюшки их поднимают.

– В нашем образе, да?

Телезрительница Дарья спрашивает в социальной сети «ВКонтакте»: «Под моим настойчивым влиянием знакомая в преклонном возрасте покрестилась, но ни разу после крещения не исповедовалась и не причащалась, и к духовной жизни у нее нет желания. Несу ли я за нее ответ?»

– А какие усилия сделала Дарья для того, чтобы она покрестилась? Как-то поучаствовала в ее крещении?

– Знакомая крестилась под ее «настойчивым влиянием»; видимо, в крещении она поучаствовала.

– Тогда, конечно, отвечает. Человека посадили за руль автомобиля, не научив его управлять этим транспортным средством, вообще не указав, куда ехать этой машине. И вот человек сидит и не знает. А если он выедет на дорогу, может вообще разбиться. Поэтому, конечно, прежде чем креститься, человек должен быть научен вере. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять все, что Я заповедал вам».

В первую очередь человек должен уверовать во Христа, причем не просто эмоционально, а принять веру в воскресшего Христа, узнать законы духовной жизни православной веры. Второй момент – он должен покаяться, то есть отказаться от грехов и изменить свою жизнь. И только третьим этапом является крещение. Так должно быть. Это нормальное состояние, когда душа развивается правильно. Четвертое условие спасения – научение христианина евангельской нравственности. То есть надо не просто покрестить человека, но он должен впитать в себя евангельскую нравственность – нрав Христов. Пятая ступенька – регулярность Таинства Причастия. Шестая ступенька ко спасению, по мысли святителя Игнатия, – это постоянный труд над покаянием. Судя по этой лестнице, крещение – уже третий шаг. А если не было ни первого, ни второго шага, то человек получил дар, абсолютно его не ценя и не будучи готовым правильно использовать его дальше.

Конечно, если мы подвели человека к этому просто как-то магически, на всякий случай и потому что уже старый, но не подготовили его, то это серьезная ответственность, которую надо дореализовать. Во-первых, надо искренне покаяться, что мы человека как бы направили под танк: ведь в крещении он делает вызов дьяволу. А если он не обучен, как воин, этой духовной жизни, то дьявол побродит по безводным, безвидным пустыням, а потом возьмет семь злейших духов и вернется – и человеку будет еще хуже. Поэтому это серьезнейшее дело.

Или когда крестят детей, для того чтобы у них здоровье было и так далее. Но если их родители безбожники, то просто опасно крестить детей и потом помещать их в атеистическую среду. Потому что нет ничего страшнее крещеных безбожников. Они крестились и выросли безбожниками, потому что ни папа, ни мама, по сути, не были верными. Это люди, даже если они крещены, отпавшие от Церкви, потому что они не живут ее жизнью, не чувствуют пульс Церкви, не дышат ее воздухом. Как они, мертвые, могут вдохнуть жизнь в ребеночка?

Это серьезные вопросы. Хорошо, что Дарья спросила, видимо, душа ее беспокоится. Надо работать с этим: покаяться, искренне молиться, вырезать кусочек из этой передачи и показать своей подопечной, может быть, она воспримет слова священника.

– Последний очень короткий личный вопрос: «Здравствуйте, отец Евгений. Как дела у воинов Иоанна и Серафима, не отслужили ли они уже, поминать ли их еще в молитвах как воинов?»

– Дорогие мои братья и сестры, братья Серафим и Иоанн вернулись 13 ноября из рядов Вооруженных сил. Что важно, вернулись совершенно здоровыми, радостными и добрыми. Год службы, думаю, прошел с пользой.

Еще такой важный момент в доказательство бытия Бога: просчитайте вероятность случайного совпадения, когда два человека из разных районов, разных военкоматов прошли пять точек распределения, на каждой из которых их могли отправить в разные стороны. И пройдя их, они оказались плечом к плечу. Это друзья, которые с детства находятся друг с другом, и вот они оказались в одном кубрике. Более того, их командир оказался реально церковным, а не просто крещеным человеком. Он брал их из всей роты на службы, и даже в армии они сохраняли церковную жизнь. Как это может быть случайно? Вероятность того, что это совпадение, – 0, 00000... ноль в каком-то нереальном порядке. Потому что вы, дорогие мои, молились по нашей просьбе. Я вас искренне благодарю. Но молитв, пожалуйста, не оставляйте, потому что хотя воины вернулись на гражданку, у них сейчас особое испытание – сориентироваться, как найти себя в этом мире.

– Отец Евгений, благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Надеюсь, многие наши зрители получили для себя пользу.

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Ксения Сосновская

 
 
 

Назад к списку