ТАИНСТВА - ПРИЧАСТИЕ

ПРИЧАСТИЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК К НЕМУ ГОТОВИТЬСЯ?

Памятка христианину

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом и в Нём приобщается к вечной жизни. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною». (Ин. 6:53-57). По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, — это то же самое тело Иисуса Христа, которое страдало на кресте, воскресло и было вознесено на Небеса, а Кровь Христова — та же самая, что была пролита ради спасения мира.

Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, — Евхаристией, или Божественной литургией.

Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную.

К Причастию следует подходить осознанно, понимая, что ни один человек в мире не может быть достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога, поскольку никогда не обретём совершенной перед Богом чистоты. Чувство недостоинства — не повод для уклонения от Причастия. Мы не должны уклоняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надо поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали бы больше врачества для наших ран. Достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой, так сказать, его святости, а мерой раскаяния в своих грехах и мерой видения себя как недостойного грешника. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13), – говорил Христос. Причастие должно сопровождаться духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни. Если же в душе нет благоговения, веры и покаяния, то такое причащение будет во осуждение и погибель души. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.» (1 Кор. 11:27). Вспомним, что первым человеком, который причастился в осуждение, был Иуда. Он участвовал в Тайной вечере, он так же, как и все апостолы, принял Тело и Кровь Христа. И после этого совершил преступление, ставшее результатом его внутренней раздвоенности, следствием того, что он приступил к Евхаристии, замыслив предательство, а не с чистым сердцем и не с чистыми помыслами. Поэтому Таинство не оказалось для него спасительным.

КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой и покаянием, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Для того, чтобы Причастие не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд обязательных условий (пребывание на вечернем богослужении накануне причастия, 3-дневный пост, чтение 3-х канонов, чтение Последования ко Святому Причащению утром перед литургией и исповедь).

1) Молитвенное правило

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами в день причащения, перед литургией).

Вечером перед Причастием предусматривается также чтение 3-х канонов:

  • Покаянного канона ко Господу,
  • Молебного канона ко Пресвятой Богородице, и
  • Канона Ангелу-хранителю

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении, ибо церковный день начинается с вечера.

2) Литургический пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Общая практика поститься перед причастием – не менее 3-х дней. Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней. Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

С 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно.

Следует также понимать, что само по себе невкушение той или иной пищи — не самоцель. Пост и телесное воздержание должно вести к укреплению духа, это элемент духовной подготовки.

3) Исповедь

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди.

Исповедь – это богоустановленное Таинство, в котором, при посредничестве и свидетельстве священника, человек получает прощение и разрешение исповеданных грехов от Самого Бога. Т.е. исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, священник же в данном случае является только свидетелем перед Богом того, что скажет ему человек.

Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов...(и они) крестились от него... исповедуя грехи свои (Мк. 1:4-5).

Отпущение грехов можно получить только на исповеди. Так происходит вовсе не от того, что «попы так придумали», а потому, что власть прощать грехи дал апостолам Сам Господь Иисус Христос, который сказал: «Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). От апостолов дар прощать грехи перешел в Таинстве священства к епископам и священникам и он действует в них независимо от их личностных качеств.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией.

После исповеди человек получает разрешение своих грехов через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста. После этого с разрешения священника можно приступить к Таинству причащения. 

 
 
 

Назад к списку