Таинства - ИСПОВЕДЬ

О ТАИНСТВЕ ИСПОВЕДИ

Священное предание Православной Церкви учит об исповеди, иначе называемой Таинством Покаяния, как об одном из семи Таинств, через которые нам подается благодать Святого Духа. Западные протестанты (в их числе и наши доморощенные сектанты) давно (или изначально) отказались от исповеди и покаяния – полагать себя безгрешными, конечно же, «удобнее». Но, избегая Таинства Исповеди как врачевания от духовных болезней (грехов) – установленного Богом видимого священнодействия, производящего существенное изменение предметов и сообщающего человеку таинственную благодать, они лишаются и этой самой главной в жизни человека благодати – спасительной силы Божией. А Православная Церковь продолжает трудный путь, отмеченный для нас Господом вехами заповедей и Таинств. Правда, теперь и многие из нас, православных лишь по крещению, не совсем понимают значимость этих вех. Приходится начинать с азов…

Подготовка к исповеди

Подготовка к исповеди и сама исповедь – это таинственный процесс, неповторимый для каждой человеческой личности. Однако он имеет общие для всех людей закономерности: познание своих грехов, сокрушение о них, отвержение их, решимость более не пребывать в них, замена их противоположными добродетелями.

Если желаем получить от Бога не только прощение вины за единичные злые поступки, но и очищение сердца и обновление души, мы должны обратить основное внимание на так называемые сердечные расположения. Человек может совершить хороший поступок (или воздержаться от плохого) не в порыве благочестия, а из ложных побуждений, например, из желания мирской славы.

В каждом человеке грехи связаны между собой как причина и следствие, сущность и проявление. Некоторые греховные расположения образуют пары крайностей (иногда одновременно присутствующих в человеке), например, лень к реальному богоугождению и ревность к обрядовой стороне веры, стяжательство и склонность к мотовству, внешняя застенчивость и внутренняя гордыня и т.п. Некоторые грехи могут тесно примыкать к добродетелям, например, блуд к любви, человекоугодие к служению ближнему. Другие греховные расположения препятствуют самому покаянию; таковыми являются склонность к самооправданию, переоценка себя, ложный стыд.

При подготовке к исповеди нужно в первую очередь вспомнить и зафиксировать те греховные поступки и расположения, которые осознаются «сами собой». Следует хорошо пересмотреть отношения с близкими. В случае отсутствия явного греха (ссор, недоразумений, обид, гнева) могут быть грехи невыявленные: злорадство, зависть, равнодушие, лукавство, корыстно-притворная любезность и т.д. Необходимо уяснить свое отношение к воле Божией, выраженной в евангельских заповедях, и вообще к христианским добродетелям, например: а) заповеди, которые я люблю, хотя и не выполняю как положено; б) заповеди, которые мне внутренне непонятны; в) заповеди, которые мое сердце не принимает. Последнее особенно опасно, так как свидетельствует о внутреннем нежелании покаяния и оставления греха.

Желательно продумать свою жизнь с детства, чтобы понять, как складывались различные греховные навыки. Полезно вспомнить типичный ход своего дня, чтобы затем припомнить, как прошла последняя неделя, месяц, год. Этому помогает ежедневная внимательная исповедь перед Богом после вечерних молитв, перед сном. Во время нее нужно вспоминать о своих конкретных грехах, совершенных за день, а не зачитывать механически приводимый перечень согрешений.

Можно обратить особенное внимание на свое поведение и внутреннее состояние во время болезней, скорбей, искушений, а также в благополучные периоды жизни. Хотя мы неповинны в предлагаемых душе бесами помыслах до тех пор, пока не согласимся на них, однако и помыслы эти нужно исповедовать, чтобы получить облегчение в сопротивлении таким нападениям. После покаянного анализа отдельных своих греховных расположений можно подумать и о соответствии общего духа своей жизни духу евангельскому.

Старорусский церковный быт выработал особые печатные перечни грехов, именовавшиеся «поновлениями». Их современный аналог – брошюры «В помощь кающимся». Полезно использовать их при подготовке к исповеди. Допустимо (а людям забывчивым или робким – весьма желательно) составлять письменную исповедь. Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает его организм и болезни, так и врачевание духа пойдет успешнее, если человек будет обращаться к постоянному духовнику.

Признаками истинного покаяния следует считать ощущение душевной боли от содеянного греха, отвращение к нему, словесное исповедание без самооправдания, решимость и желание избавиться от него, таинственное преображение человека, сопровождаемое напряжением всего естества и очищением души до самых глубоких недр ее, и в итоге – чувство облегчения, радости и мира.

От комочка осуждения – до лавины греха

В заключение хочется привести отрывок из беседы блаженнопочившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде… Так же и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния… Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»! Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Проследите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Таин – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма, вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком… тяжесть этого кома греховного… будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва. Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!.. Грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви. Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием. Прежде чем начать каяться, мы должны всем все простить!.. Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и все простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа. Помоги нам, Господи, в эту минуту всем все простить!»

Прот. Владислав ЛЕВЧЕНКО

 
 
 

Назад к списку