
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий) — святой Русской Православной Церкви, основатель Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря (до 1647 года Новая Корнилиева пустынь). Вместе с братией участвовал в монастырских работах: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пёк просфоры. Любимым занятием было писание икон, которыми он украшал обитель. Постоянно носил на себе тяжёлые вериги. Был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну. За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворений. Исцеляя болящих, преподобный призвал их к покаянию и памятованию о часе смертном.
Преподобный Геннадий Костромской, в миру Григорий, родился в городе Могилеве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой в богатой боярской семье. С малых лет он полюбил уединение и молитвы, любил посещать храм Божий и строго соблюдал посты, за что друзья смеялись над ним. Проявившаяся в нём сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей.
Тогда Григорий, переодевшись в одежду бедняка, тайно сбежал из дома и отправился в Россию. Посетив Москву и Новгород, он хотел поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот отказал ему из-за его молодости и направил Григория в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию Комельскому, который и постриг его в иноческий чин с именем Геннадий. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия.
Но среди братии нашлись иноки, которые позавидовали преподобному Геннадию, подняли ропот и стали проявлять непослушание самому игумену. Желая избежать нестроений в обители (злоречия, клеветы и шептания), преподобные Корнилий и Геннадий удалились на Сурское озеро, близ реки Костромы, в 33 километрах от города Любима (до 1787 года входил в Костромскую губернию, ныне в составе Ярославской области), где в 1529 году основали Любимскую пустынь с двумя храмами. Эта пустынь впоследствии стала известной как Геннадиев монастырь. Его настоятелем Геннадий был до конца своих дней.
.jpg)
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь (XIX_век)
Преподобный Геннадий непрерывно трудился, пек просфоры и хлеб, рубил дрова, копал с братией пруды. Ради большего подвига он постоянно носил на себе тяжелые вериги.
Он очень любил писать иконы и ими украшал храмы своей пустыни.
За свою благочестивую жизнь святой Геннадий получил от Бога дар прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Романа Захарьина, Анастасии Романовне, что она станет царицей. Действительно, она потом вышла замуж за царя Ивана Грозного и была его любимой женой. Сам царь Иван Грозный упросил преподобного стать крестным отцом его дочери. Преподобный Геннадий исцелил от смертельной болезни вологодского епископа Киприана.
Преподобный Геннадий умер в 1565 году и был погребён в созданном им монастыре. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1644 г. были обретены его нетленные мощи.

Преподобный Геннадий оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера: «Наставления духовного старца новоначальному иноку» и «Духовное завещание».
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 году. В 1920 году состоялось публичное вскрытие святых мощей преподобного Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский губернский музей и находились там до середины 1930-х годов. Дальнейшая судьба святыни неизвестна. По одной из версий, гроб со святыми мощами был спрятан в одной из могил на монастырском кладбище за алтарем собора.
С 1995 года Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь был возращен Русской Православной Церкви, началось его восстановление и возрождение почитания преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. Сегодня Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь — мужской монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви. Находится рядом со стрелкой рек Обноры и Костромы в Любимском районе Ярославской области, в селе Слобода у Сурского озера.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва
Избра́нниче Бо́жий и чудотво́рче, преподо́бный о́тче Генна́дие! От ю́ности твоея́ испо́лнен сый Ду́ха прему́дрости и ра́зума, Ду́ха благоче́стия и стра́ха Госпо́дня, и прии́м вся ору́жия Бо́жия, препоя́сав чре́сла твоя́ и́стиною, обо́лкся в броня́ пра́вды и обув но́зе во угото́вание благовествова́ния ми́ра, над все́ми же восприи́м щит ве́ры, возмо́гл еси́, я́ко добр во́ин Христо́в, вся стре́лы лука́ваго разжже́нныя угаси́ти. Сего́ ра́ди водворя́яся днесь с ли́ками Безпло́тных сил в оби́телях Отца́ Небе́снаго, неувяда́емым венце́м увязе́н еси́ и, предстоя́ Престо́лу Царя́ сла́вы, Го́спода сил, и́маши дерзнове́ние возноси́ти к Нему́ моле́ния и благохвале́ния твоя́. Мы же, окая́ннии, возводя́ из глубины́ зол о́чи и сердца́ на́ша к Го́рнему Сио́ну, Жили́щу Бо́га Иа́ковля, мо́лим тя, преподо́бне Генна́дие: бу́ди засту́пником и хода́таем на́шим пред Бо́гом и Го́сподем на́шим, Судие́ю пра́веднейшим, Его́же вы́ну прогневля́ем, согреша́юще пред Ним. И я́коже во дни пло́ти своея́ ди́вная и пресла́вная соверши́л еси́, о́тче всехва́льне, та́ко и ны́не, преше́д от нас в оби́тели Отца́ Небе́снаго, удиви́ хода́тайством свои́м ми́лость Госпо́дню на нас. Да, отбе́гше нече́стия и мирски́х по́хотей, Бо́гови же благоугоди́вше, обря́щем по́мощь Его́ во вре́мя благопотре́бно и благослове́ние на ны и на дела́ рук на́ших, и да сподо́бит нас насле́дити Ца́рство Небе́сное и с ли́ки святы́х сла́вити и воспева́ти пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
|
|