Задать вопрос

  
14 Март 2013

Марина спрашивает:
Здравствуйте,отец Александр!Очень беспокоит такой вопрос:как должна свекровь вести себя с невесткой,а именно,может ли свекровь делать замечания невестке по поводу ее внешности(макияж,стиль одежды),как ей кажется,из самых добрых побуждений.Или лучше набрать в рот воды и ничего плохого не замечать? Сына такие замечания раздражают.Простите,если вопрос не по адресу,но может быть в душеполезной литературе найдется ответ на мой вопрос? Спасибо!

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Марина. Не следует делать замечания невестке по поводу ее внешности даже из самых добрых побуждений, если хотите блага молодым и мира семейного. Надо набрать в рот воды и стараться замечать только хорошее. Со временем невестка сама поймет, что не так одевается, а может даже воцерковится и откажется от макияжа. Очень много разводов и распадов молодых семей — происходит в наше время только из-за вмешательства в семейную жизнь молодых супругов — их родителей. Чаще всего, разводы происходят тогда, когда молодая семья вынуждена проживать совместно с родителями из-за невозможности, получить или приобрести отдельную квартиру, а также из-за крайне скудного материального положения, что позволяет родителям активно вмешиваться во взаимоотношения молодых и разрушать их, и чаще всего это происходит по вине матери. Знаю это не понаслышке, очень часто сталкиваюсь с этим в своей пастырской деятельности.

13 Март 2013

Ольга спрашивает:
Спасибо огромное за ваш сайт - за доступность, за понятный язык, за ответы на вопросы. Спасибо за ТЕРПЕНИЕ и ДОБРОТУ всех служителей ВАШЕГО ХРАМА ! Низкий Вам поклон, да хранит вас Господь!

Админ отвечает:
Спасибо за теплые слова! Т.к. это не вопрос, то Ваш пост я перенесу в "Гостевую книгу". Спаси Господи!

13 Март 2013

Ольга спрашивает:
Доброе утро, отец Александр! подскажите пожалуйста, есть ли в Вашем Храме Икона Божьей Матери "Нерушимая стена" ?

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Ольга. К сожалению нет.

05 Март 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте отец Александр! Мы хотим крестить младенца, а его отец некрещеный. Правда ли, что младенец при крещении принимает на себя грехи некрещенного отца? Можно ли креститься в один день ребенку, отцу и бабушке(матери отца)?

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Елена. Нет, не правда, что младенец при крещении принимает на себя грехи некрещеного отца. Да, можно креститься в один день ребенку, отцу и бабушке.

05 Март 2013

Алевтина спрашивает:
Здравствуйте, о. Александр. Я из семьи баптистов. Последнее время интересуюсь православием, которое мне очень нравится. Родные против этого. У меня вопрос как на основании исторических документов, которые сохранились, доказать что почитание икон, святых мощей, молитва святым началось не в 8-10 веке (после как они говорят отступления церкви от истины), а с самых первых веков христианства. Есть ли надежные источники свидетельства об этом? Спасибо.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Алевтина. Это очень хорошо, что вы интересуетесь православием. Да, можно доказать. Действительно есть надежные источники. Хотел бы посоветовать вам книгу священника Сергия Кобзаря, бывшего баптистского миссионера: "Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом". Сам в свое время с большим интересом прочел эту у книгу несколько раз. В этой книге множество фактов, доказательств и источников, приводимых в ответ на критику Православия баптистами. Фактически о. Сергий систематизировал вопросы баптистов и ответы на них православных. Привожу краткие выдержки из книги:

"О древности почитания икон".

Иконы были в Церкви с I-го века, с самого начала. В катакомбах, где стали собираться ранние христиане ещё в апостольский век, с нероновских времен (60-е годы I в.), находят немало икон - образов Христа, Марии, Ап. Петра и др… Св. Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 220 гг.) говорит о христианине, что: "...останавливая взор на изящных изображениях, он мысли устремляет на многих прежде его достигших совершенства Патриархов, премногих Пророков, бесчисленных Ангелов и на самого Господа - всех, научающих нас, что и мы можем иметь жизнь, сообразную с сими высокими образцам".
Тертуллиан (II-III в.) упоминает об изображениях Христа в виде доброго пастыря на церковных потирах (чашах для причащения).
Минуций Феликс, Тертуллиан и Ориген (II-III вв.) оставили свидетельства о том, что язычники укоряли христиан в том, что они якобы боготворили кресты. Это говорит о том, что древние христиане почитали изображения распятого Христа.
Св. Мефодий Патарский (III-IV в.) пишет: "Иконы ангелов Его (Бога) начал и властей, устрояемые из золота, мы делаем в честь и славу Его".
Древний историк Церкви Евсевий Кесарийский (III-IV вв.) рассказывает, что он видел начертанные красками иконы Христа и Апп. Петра и Павла, сохранившиеся от древних христиан.
Св. Василий Великий (IV в.) писал: "Приемлю и св. Апостолов, Пророков и Мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, то есть по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от св. Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах". Обратим особое внимание на то, что св. Василий не говорит о том, что иконы были изобретены христианами в его время, но были переданы от самих Апостолов.

О древности почитания мощей святых.

Святой Поликарп (70-156 гг.), ученик самого Иоанна Богослова, им поставленный во епископа Смирнского, был, по выражению Иеронима, "вождем всей Азии" в христианстве и окончил жизнь мученичеством за Христа. О его допросе, истязаниях, непоколебимости в вере и славной кончине смирнская Церковь подробно описала в своём послании, адресованном церкви Филомелийской и "всем общинам святой и кафолической Церкви, пребывающим во всяком месте". Послание это было написано живыми свидетелями кончины св. Поликарпа вскоре после его смерти (не позднее 157 года), и потому оно является одним из первых "мученических актов", дошедших до нас.
Так вот, в конце данного документа мы находим такие слова: "Центурион, видя иудейскую склочность, положил его тело на виду у всех, как это у них принято, и сжег его; мы же потом собрали его кости, которые дороже драгоценных камней и благороднее золота, и положили их, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в ликовании и радости, отпраздновать день рождения Его мученика в память прежних борцов за веру, в поучение и подготовку будущих". Заметим важнейшие детали.
1) Смирнские христиане с благоговением собрали кости св. Поликарпа и положили их в особом месте, где в дальнейшем они намеревались торжественно день рождения мученика, т.е. день его блаженной кончины. Это описание полностью соответствует православному отношению к мощам, но никак не нашему. Ведь мы никогда не собираемся у гробниц своих мучеников и не совершаем там в их память богослужений.
2) Данное послание не является выражением частного отношения к святым мощам одного человека. Так относилась к мощам не только вся смирнская Церковь, но и другие поместные Церкви, которым она адресует своё послание с полной уверенностью, что те являются с нею единомышленниками.
Подобное свидетельство мы имеем и о кончине Игнатия Богоносца (ум. 107 г.): "Исполнилось желание св. мученика Игнатия, чтобы не обременить никого из братий собиранием его останков, так как он еще прежде в письме желал, чтобы таков был конец его. Ибо остались только твердейшие части его тела, которые отвезены в Антиохию и положены в полотно, как неоценимое сокровище; по благодати, обитавшей в мученике, оставленное св. Церкви" (Цит. по "Православно-догматическое богословие", том II, с. 567).
Евсевий Кесарийский (263-340 гг.): "У нас обычай и посещать гробы (святых), и совершать здесь молитвы, и чтить блаженные их души, - и это признаем мы делом справедливым"…
Св. Григорий Богослов (IV в.) писал: "они (св. мученики) прославляются великими почестями и праздниками, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; сами тела их, когда в ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их; даже капли крови и всё, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела" (Слово I обличительное на Юлиана, ч.I).
Св. Григорий Нисский (IV в.) в похвальном Слове Мелетию свидетельствует, что платы с лица этого святого верующие разделяли между собою и носили под одеждами. В слове же святому Феодору он говорит: "Какая вожделенная, достолюбезная обязанность, какое великое счастье касаться самых останков! Созерцая как бы живое и цветущее тело, христиане лобызают его, прикасаются очами, устами, ушами и всеми чувствами; потом умоляют мученика, как бы живого и им присущего, ходатайствовать за них", а также свидетельствует, что "христиане прикасались к гробнице мученика (Феодора), твердо веруя от одного прикосновения приять освящение и благословение. Самый прах с места его гробницы принимали как дар и хранили как вещь драгоценнейшую".
Св. Ефрем Сирин (IV в.): "И по смерти действуют они (мученики), как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов, и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа" (Похвальное слово мученикам в "Творениях св. отцов", том XIV, с. 128.).
Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.), комментируя 4 Цар. 13:21, пишет: "Он (Елисей), будучи в живых, совершил чудо воскрешения своею душою. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют такую силу: то мёртвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мёртвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда, как оно было мёртво и лежало во гробе, даровало жизнь мёртвому, и даровавши жизнь, само по-прежнему осталось мёртвым. Для чего? Для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе".
В другом месте: "Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям" (Поучение огласительное XVIII, п. 16.).
Св. Василий Великий (IV в.) говорит: "Кто касается костям мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика" (Беседа на псалом 115).
В ином месте он свидетельствовал: "Памятью мученика (Маманта) вся страна пришла в движение; весь город принимает участие в празднике; не родственники сходятся к гробам отцов, но все приходят на место благочестия…".

О древности молитв святым.

В римских катакомбах среди надгробных надписей древних христиан обретаются такие: "Живи в Боге и вопроси! Помолись о родных твоих; проси о нас, Феликс"; "Моли за нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!". Эти слова ясно подтверждают два из рассматриваемых нами православных догмата, свидетельствуя о том, что древние христиане
1) верили, что их собратия, умершие во Христе, молятся о них Богу;
2) обращались к ним с просьбами в молитвах.
В древних сказаниях о святых мучениках мы также находим подтверждение тому, что христиане с самых первых веков знали и верили, что почившие во Христе святые молятся о пребывающих на земле. Так, свидетели мученической кончины Святого Игнатия Богоносца (начало II(!) века) говорят: "Возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение…; потом, немного уснувши, некоторые из нас увидели внезапно восстающего и обнимающего нас, а другие также увидели молящегося за нас блаженного Игнатия".
Повествование о мучениках сциллитанских, пострадавших в 200 году, составленное современником-очевидцем, оканчивается следующими словами: "Скончались Христовы мученики месяца июля в 17 день и ходатайствуют за нас пред Господом Иисусом Христом".
Св. Дионисий Ареопагит (I-II век) пишет: "Что молитва святых еще при жизни их, а тем более по смерти приносит пользу только достойным святых молитв - этому научают нас истинные предания мудрых... Так неисполнимою и суетною надеждою обольщается тот, кто просит молитв святых, и отвергает свойственные им святые дела, нерадит о божеских дарованиях, и отступает от яснейших и спасительных заповедей".
Слова "просит молитв святых" ясно свидетельствуют о том, что св. Дионисий 1) верил, что святые на небесах могут молиться Богу о живущих на земле, и 2) признавал молитвы живых к умершим святым. Св. Дионисий предупреждает только, что одна молитва к святым без исполнения Божьих заповедей и собственного стремления к благочестию, бесполезна, с чем всей душой согласны православные. Это свидетельство имеет великий авторитет, так как Дионисий Ареопагит был слушателем и учеником самого ап. Павла, о котором упоминается в Деян. 17:34.
Св. Иоанн Златоуст (IV в.), обращаясь в молитве к Богу, говорит: "И молитвами безсеменно родившей Тебя, Пречистой и Приснодевы Марии, Матери Твоей... сподоби меня без осуждения причаститься...".
А также: "...будь мне помощник и заступник, окормляя в мире жизнь мою, сподобляя меня и одесную Тебя предстояния со святыми твоими, молитвами и молениями Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил (то есть Ангелов), и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь".
И в другом месте: "Молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (во грехах) и исправляемся… Впрочем сие говорю не для того, чтобы не призывать святых в молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны сами делать".
А также: "Зная сие, возлюбленные, будем прибегать к предстательству святых, и призывать их, чтобы они за нас молились; но не будем только полагаться на их молитвы, а и сами действовать по примеру их, как должно".
Из данных цитат со всей очевидностью явствует, что св. И. Златоуст (как и паства, к которой он обращался) верил, 1) что Ангелы и умершие святые молятся Богу о совершающих своё земное поприще, и 2) считал душеполезным делом призывать святых в молитве.
Св. Василий Великий (IV в.) писал: "Приемлю и св. Апостолов, пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, то есть по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений".
А также, в слове в память сорока мучеников: "Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20); а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божием? К сорока мученикам прибегает утеснённый, к ним притекает веселящийся… Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему здравия. Прошения ваши да будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтобы быть родителями подобных детей… Святый лик! священная дружина! непоколебимый полк! общие хранители человеческого рода! добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая".
Без всякого сомнения: св. Василий Великий, как и св. И. Златоуст, признавал, что 1) святые на небесах молятся о находящихся на земле; 2) верующим возможно и очень полезно обращаться в молитве к умершим во Христе святым. Св. Григорий Богослов (IV в.) в надгробном слове св. Василию Великому говорит: "И теперь он на небесах, там, как думаю… молится за народ, - ибо и оставив нас, не вовсе оставил…"; и далее: "призри же на меня свыше, божественная и священная глава, и данное мне для моего вразумления "жало в плоть" (2 Кор. 12:7) утиши твоими молитвами, или научи сносить его терпеливо, и всю жизнь мою направь к полезнейшему".
Здесь мы также видим, что и св. Григорий держался веры вселенской Церкви, признавая и 1) молитвы умерших святых о живых, и 2) молитвы живых к усопшим святым.
Св. Ефрем Сирин (IV в.): "Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби, из любви к Богу Спасителю, и имеющие дерзновение перед самим Владыкою, ходатайствуйте, о святые, за нас расслабленных и грешных, и исполненных лености, да приидет на нас благодать Христова, и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа".
Св. Ефрем выражает в данном случае всё ту же общую веру Церкви в то, что 1) святые на небесах молятся о живущих на земле, а также 2) слышат их молитвы к ним.
В молитвенную связь Церкви небесной и земной верили также св. Амвросий, св. Григорий Нисский, св. Дидим Александрийский, св. Феодор Гераклийский, св. Иероним, Феодорит, блаж. Августин и другие отцы и учителя первых веков христианства.

03 Март 2013

Наталья спрашивает:
Здравствуйте! Скажите пожалуйста можно ли носить крестильную одежду после крещения? К примеру если это будет просто белое платье не из крестильной коллекции.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Наталья. Повторяю свой ответ от 20 Ноябрь 2011: "...по благоговению перед святыней крестильную одежду хранят всю жизнь, но больше не носят".
Братья и сестры! Прежде чем задать вопрос на сайте, не поленитесь - посмотрите предыдущие вопросы, а может быть ответ на данный вопрос уже был. Иногда приходится несколько раз отвечать на один и тот же вопрос.

28 Февраль 2013

Наталья спрашивает:
Здравствуйте,о. Александр!
Я обнаружила некоторые несоответствия текста в моей Псалтыри,когда слушала запись чтения Псалтыри Сретенского монастыря.Можно ли молиться по моей Псалтыри или это не соответствует правилу?
Вот пример:
Блажен муж,который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных не сидит в собрании развратителей,но в законе Господа воля его и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем что он ни делает,успеет.Не так-нечестивые (не так): но они-как прах возметаемый ветром( с лица земли).Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники- в собрании праведных.Ибо знает Господь путь праведных,а путь нечестивых погибнет.
Что Вы скажите?
Во время домашней молитвы нужно одевать платок? Никогда не думала об этом, к тому же, хожу дома в брюках и молюсь тоже в брюках. Платок и платье -это условность или правило для домашней молитвы?
Спасибо.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Наталья. Трудно сказать однозначно. Может быть в вашей Псалтири не синодальный перевод или в записи чтения Псалтири Сретенского монастыря читают на церковно-славянском, а у вас Псалтирь на русском.
Теперь насчет платка. Повторяю свой ответ от 31 Март 2012: "У ап. Павла написано: "...всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (1Кор.11:4-6). Раньше волосы стригли только падшие женщины, это считалось позором, а покрытие головы было признаком целомудрия. В последнее время некоторые не соблюдают этих правил, но вышеуказанного апостольского правила никто не отменял. И апостол нигде не говорит, что это касается только молитвенного собрания, а написано просто: "...всякая жена, молящаяся..." Поэтому, строго говоря, христианке нельзя остригать волос и молиться с непокрытой головой, в том числе и дома." Ношение женщинами брюк - это нарушение церковных правил. Постановление Закона Моисеева гласит: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22, 5), подобный запрет устанавливает и 62 правило Трулльского (Пято-Шестого) Собора: “Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного”.

26 Февраль 2013

Христина спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр!
Недавно слушала лекцию проф. Осипова А.И., в которой он рекомендует крестить детей не в младенчестве, а хотя бы в возрасте 5-6 лет, дабы не лишать их Божественной благодати Святого Крещения, которую они в бессознательном состоянии воспринять не могут.Но ведь тогда о их здравии нельзя подавать и записочки на Проскомидию, верно?
И причащаться они не могут.
Как Вы к этому относитесь?

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Христина. В данном случае Алексей Ильич выразил свою личную точку зрения по данному вопросу, а не точку зрения Церкви.

25 Февраль 2013

Алексей спрашивает:
Здравствуйте отец Александр!Мы с моей возлюбленной не расписаны,но хотели бы повенчаться.Возможно ли это?

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Алексий. Надо обязательно расписаться.

25 Февраль 2013

Ирина спрашивает:
Здравствуйте ,отец Александр, подскажите по каким дням вы бываете в церкви...по мимо воскрестныхю спасибо.По телефону такой информации не предоставляют.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Ирина. Расписание священников вывешивается каждый месяц в притворе.